АМС |
ТИТУЛ | КАРТА САЙТА | СТАТЬИ | НАШИ ФАЙЛЫ | СПРАВКИ |
© Е. Прыгун, 2012
Искусство сцены, появившееся в глубокой древности, было призвано не только развлекать публику, но и проповедовать, духовно очищать через эмоциональное потрясение. Лучшие театральные произведения оказывались чуткими к переменам, а порой предсказывали будущее. Театр всегда играл роль «зеркала», отражавшего исторические события и человека, а порой пророчествовавшего.
Сценическое искусство, благодаря его демократичности, доступности и высокой степени воздействия на публику, на протяжении многовекового существования человечества являлось важнейшей частью жизни общества. Изучая историю зарождения культуры в сибирских городах, мы видим с очевидностью, что театр, представленный такими формами как скоморошество, вертепное действие и любительский театр при духовных учебных заведениях, был одним из первых видов искусства, появившихся сразу после становления города.
Л. И. Лифшиц пишет: «Одним из проявлений жадного стремления сибиряков к культуре, было раннее возникновение в Сибири театра – сперва церковного – в самом начале XVIII века, затем любительского – в 60-х годах XVIII века и, наконец, профессионального – на рубеже XVIII–XIX веков» (12, с. 5). Автором приводятся сохранившиеся в архивах упоминания о том, что ещё в начале XVIII века тобольский митрополит Филофей (Лещинский) писал комедии на религиозные и светские темы, которые разыгрывались на сцене учащимися славяно-русской школы. Он (митрополит Филофей), по сообщениям «Сибирской летописи», «производил благовест в соборные колокола», когда зрителям следовало собраться на просмотр комедии (там же).
О событиях в культурной жизни сибирских городов можно судить с большой степенью достоверности только по записям учёных, которые в XVIII веке по распоряжению царя исследовали удалённые от центра восточные регионы России. Важными представляются сведения о народных гуляниях и досуге сибиряков, собранные известными путешественниками Степаном Петровичем Крашенинниковым 1 и Иоганном Георгом Гмелиным,2 побывавшими в Красноярске в 1735 году. Учеными были описаны представления «вертепного действа», увиденные ими в городах Приенисейского края (2, с. 12). Напомним читателям, что украинский кукольный театр «вертеп» получил распространение в России с XVII века. Вертепщик, управляя марионетками, укрепленными на проволоке в двухъярусном ящике, демонстрировал сцены на библейский или комический сюжет. Подобные действия, как правило, сатирического характера, шли с музыкальным сопровождением, основанным на народных мелодиях (14, с. 212).
Самые первые известные на сей день театральные постановки в Красноярске проводились в 1761-1764 годах. Организатором их был учитель духовной «латинской» школы Григорий Федорович Скрябин, который сам во время учёбы в Тобольской семинарии участвовал в театральных представлениях. Работая в Красноярске, Григорий Фёдорович привлёк учащихся духовной школы к постановкам «разного рода пиес» (2, с. 167-170). Но этот учебный театр просуществовал совсем недолго – всего лишь четыре года. Учителя, писавшего помимо пьес едкие сатиры на чиновников, а также смело критиковавшего в стихах местные нравы, власти города постарались побыстрее выслать в Енисейск, куда была переведена также духовная «латинская» школа.
Довольно позднее формирование Красноярска в качестве политического, экономического и культурного центра губернии привело к тому, что театральное дело в столице Енисейской губернии зародилось лишь к 40-м годам XIX века, а городская антреприза 3 появилась только в 70-е годы того же столетия.
В 30-40-е годы XIX века в период с осени до весны Красноярск посещала какая-нибудь театральная труппа, представлявшая на суд местной публики ряд драматических и музыкальных спектаклей. Свидетельства этого находим в эпистолярном наследии семьи декабриста В. Л. Давыдова. В письме от 22 февраля 1841 года, адресованном дочерям Екатерине и Елизавете, Василий Львович сообщает: «Саша и Вася на днях были в театре… Театр в Красноярске! Вас это не удивляет, не правда ли? Однако это совершенная правда, и в продолжение этой зимы было около дюжины спектаклей; конечно, это не совсем как театр св. Карла в Неаполе или Ла Скала в Милане; но это делает их близкими при расстоянии девять тысяч вёрст. Бедные дети! Они ничего не видели такого прекрасного и рассказывали нам как о чудесах то, что увидели. Это был водевиль…» (5, с. 118).
Первоначально в Красноярске отдельные представления проходили в жандармском манеже или в балаганчике, располагавшемся около городского сада. Подтверждением тому служит первая театральная афиша за 1849 год, сохранившаяся в краеведческом музее. В ней сообщается о гастролях в Красноярске труппы профессиональных артистов, «которая представит горожанам в жандармском манеже французский водевиль «Три пощёчины», затем почтеннейшей публике будут представлены живые картины, состоящие из людей в лучшем виде» (11, с. 9). Существует предположение, что в начале 50-х годов XIX века театральные представления проходили также в цирке Ф. Роде (3, с. 2).
Интересные и важные для нас сведения о культурной жизни города оставила праправнучка декабриста К. Ю. Давыдова. Описывая досуг семьи Василия Львовича в начале 50-х годов XIX века, она сообщала: «Он (В. Л. Давыдов) пишет, что дети были в театре. Это любители, которые каждый год исполняют пять или шесть пьес. Женские роли играли кантонисты,4 у которых ещё не выросли усы, а подбородки они «скребли» за полчаса до спектакля. Бедные дети (Вася и Саша Давыдовы, рожденные в красноярской ссылке — Е. П.), они ничего не видели столь прекрасного и нам рассказывали чудеса о виденном представлении…» (4, с. 11). Одна из старейших афиш краеведческого музея подтверждает факт проведения кантонистами театральных спектаклей: «19 сентября 1852 года труппою актеров г. Петрова представлено будет в отделении кантонистов спектакль «Час в тюрьме или в чужом пиру похмелье» – в переводе с французского Ленского» (12, с. 5). Спектакли, которые устраивались в воинских подразделениях каждые два месяца, заметно оживляли культурную жизнь города.
Во второй половине XIX века Красноярск уже занимал видное место среди крупнейших городов Восточной Сибири. По Московскому тракту, ставшему настоящей культурной артерией, в город приезжали гастролеры и театральные антрепризы из центральных районов России. Становилось очевидным, что в столице Енисейской губернии необходимо построить публичный зал, где можно было бы проводить как выступления солистов-гастролёров, так и спектакли. В 1854 году город обрёл долгожданную театрально-концертную сцену. В указанном году завершилось возведение здания Общественного собрания, выстроенного по проекту декабриста Гавриила Степановича Батенькова. Среди краеведов распространено мнение, что Василий Львович Давыдов лично обратился к архитектору с просьбой о создании проекта для клубного помещения в Красноярске (8, с. 76). С обретением театрального здания Красноярск стал притягательным местом для активно передвигавшихся по всей Сибири антрепризных трупп.
В настоящее время трудно с уверенностью сказать насколько часто в середине XIX века город посещали гастролировавшие театральные труппы. Читатель легко может представить, что нужно было обладать достаточной смелостью и способностью переносить немалые лишения, чтобы на санях преодолевать бескрайные сибирские просторы, стоически перенося суровый климат и непредсказуемость дорожных встреч. Именно поэтому выступления передвижных актёрских коллективов, которые периодически давали представления в крупнейших сибирских городах, становились ярким событием в городской культурной жизни.
Известно, что в 50-60-е годы XIX века по Сибири гастролировала труппа под управлением уроженца Царства Польского антрепренёра Иосифа Маркевича, благодаря которой красноярцы и жители других городов региона получили возможность знакомиться с музыкально-драматическим искусством. Из архивных документов становится понятно, что она давала представления в Красноярске весной и летом 1850 года (9). Подтверждение тому находим также в письме В. Л. Давыдова дочерям Елизавете и Екатерине от 1 мая 1850 года: «Приезжал цирк, в котором довольно хорошие артисты давали представления; затем к нам приехала труппа очень посредственных актёров: все ложи были проданы на представления, и стоило это 80 копеек серебром – не по карману. Но всё же мы рассчитываем пойти посмотреть драмы и водевили, которые дают один или два раза… Петруша 5 ходил смотреть этот провинциальный спектакль и нашел, что он гораздо более сносен, чем он ожидал» (5, с. 337).
Спектакли обычно шли в сопровождении военных оркестров, которые во всех крупнейших городах Сибири во второй половине XIX века проводили огромную музыкально-просветительскую деятельность.
Напомним читателю, что деятельность театральной труппы XIX века отличалась универсальностью: репертуар её включал драмы, оперетты и даже оперы. Театральный сезон, как правило, начинался в последних числах августа и завершался ко времени Великого поста. Служить на сцене было непросто, поскольку актёр должен был обладать рядом способностей: играть в драмах, комедиях, петь и танцевать. Серьёзные требования предъявлялись также к внешности артистов. Антрепренёры набирали труппу по амплуа: ingenu comique, ingenu dramatique, благородный отец, комическая старуха, первый любовник, второй любовник и т. д. В театральном коллективе непременно были актёры-корифеи, составлявшие ядро труппы, а также ряд артистов второго плана. Оркестрантов и хористов антрепренёр, как правило, набирал из местных любителей музыки или пользовался услугами городских оркестров и хоров. Содержание антрепризы было делом трудоёмким и редко оправдывало себя с финансовой стороны.
Репертуарная политика гастролировавших трупп также значительно отличалась от плана работы современного театрального коллектива. Посещение спектаклей ограниченным количеством зажиточных горожан приводило к тому, что пьесы не повторялись более двух раз. Артисты работали в чрезвычайно напряжённом режиме и в один вечер должны были представить публике несколько произведений. Сначала играли «пьесу для съезда» – обычно водевиль, который исполнялся, пока публика съезжалась в театр, затем шёл основной спектакль (драма или оперетта), а в конце давали «пьесу для разъезда» (водевиль или фарс). Это обстоятельство предъявляло жёсткие требования к работе актёров, которые должны были иметь в репертуаре большое количество разнообразных ролей. Порой приходилось учить партии накануне представления, что приводило к значительному снижению качества спектакля. В рецензиях можно было причитать и такие строки: «30 января слабо прошёл бенефис М. М. Алексеевой... Виною ли малое стечение публики, либо царивший в театре холод, но комическая опера Ш. Лекока «Дочь мадам Анго» шла вяло. Артисты не знали своих ролей и партий… Почти такое же впечатление оставил проходивший первого февраля бенефис помощника режиссёра Ружанского с оперой Масканьи «Сельская честь»» (6).
В 1874 году в Красноярске произошло знаменательное событие, определившее развитие театрального дела на ближайшие годы, – на Острожной площади было построено деревянное здание театра.6 По этому случаю площадь переименовали в Театральную. В новом зале было «109 зрительских мест: 28 кресел, 24 стула, 41 обитая сукном скамейка и 16 простых скамеек» (10). В здании театра городские власти проводили маскарады, местные любители драматического искусства ставили спектакли, на этой сцене проходили также гастроли театральных трупп и выступления отдельных артистов.
С возведением Городского театра появилась возможность создания постоянно действующей труппы. Действительно, вскоре таковая была организована. Первым её антрепренёром стал А. Н. Егоров, приехавший в Красноярск из центра России в 1874 году. К большому огорчению горожан это актёрское объединение просуществовало в городе лишь до 1875 года, причиной чего стали неожиданные серьёзные финансовые трудности, побудившие антрепренёра отказаться от руководства труппой. Артисты, тем не менее, продолжали давать спектакли попеременно то в Красноярске, то в Томске вплоть до 1876 года, познакомив за это время красноярскую публику с рядом водевилей, драм, комедий и оперетт. Но вскоре и это творческое объединение перестало существовать.
Дальнейшее становление театрального дела в Красноярске протекало трудно: артистические труппы, в зависимости от ряда объективных обстоятельств, то создавались, то распадались. Даже при наличии собственного здания театра длительное время не удавалось создать постоянно действующую городскую труппу, поэтому горожане ежегодно с нетерпением ожидали приезда гастролирующих антреприз или довольствовались разовыми выступлениями местных любителей, дававших представления по особым случаям.
Увлечение сибиряков театром выразилось также в появлении Общества любителей драматического искусства, которое сыграло важнейшую роль в появлении нового зрителя, обладавшего не только знанием театрального репертуара, но и эстетическим вкусом и уважением к профессии артиста.
В 80-90-е годы XIX века антрепризные коллективы наезжали в губернскую столицу довольно часто. Помимо пьес Ф. Шиллера, Э. Золя, А. Островского и Н. Гоголя, артистам в угоду публике приходилось играть лёгкие, «дешёвые» комедии и фарсы, такие как «Общество поощрения скуки» В. Александрова, «Вор-любитель» Э. Била, комедию «Жених из долгового отделения» и т. п. За это рецензенты справедливо укоряли руководителей труппы на страницах местных газет: «Невозможно антрепренёру в силу материальных условий ставить пьесы только для интеллигентной публики, — писал корреспондент, — приходится выдвигать помпезные пьесы… и раздирательные мелодрамы, и совсем немудрёные водевили (хороших водевилей ведь вообще очень мало)… Имена Шекспира, Шиллера, Гоголя и Островского, по-видимому, совсем вычеркнуты из репертуара почти всех провинциальных театров» (1).
Сибирская публика чрезвычайно тепло принимала музыкальные комедии. Если у антрепренёра возникали финансовые трудности, то он с легкостью мог поправить дело постановкой оперетт. В конце XIX века на театральных сценах шло большое количество музыкальных комедий, среди которых можно назвать «Дочь рынка» Лекока, «Русские песни в лицах» Куликова, «Нанон» Жене. Огромной популярностью пользовались ставшие классическими высокохудожественные сочинения Легара, Штрауса, Зуппе, но особая любовь выпала на долю «Прекрасной Елены», «Орфея в аду» Ж. Оффенбаха и «Птичек певчих» К. Целлера.
К сожалению, не всегда актёрский состав труппы и его музыкальная подготовка соответствовала требованиям даже столь неискушённой публики как красноярская. Примером тому служит едкая рецензия, размещённая в газете «Енисейский листок» в 1892 году. Она содержит весьма критический анализ гастролей труппы антрепренёра Р. Ф. Курчаева и подписана неким Анчаровым: «Наша любовь к оперетке настолько сильна, что мы посещали её, не смотря на то, как она ставилась. А ставилась у нас оперетка с возмутительной небрежностью. И тот, кто шёл в театр в надежде послушать хорошую музыку, жестоко обманывался в своих ожиданиях: оркестр и хоры далеко не ласкали слух, а про большинство исполнителей можно было сказать, что они мало-мальски сносно знали свои роли, так как ни голосовыми средствами, ни музыкальными способностями они не отличались… Лучшие оркестровые номера обычно вычёркивались безжалостной рукой г-на Энко (дирижёр оркестра — Е. П.), который поручал г-ну Гершковичу (второй приглашённый дирижёр оркестра, красноярский кларнетист — Е. П.) заменять их какой-нибудь донельзя надоевшей нам пьеской. Так, например, в «Корневильских колоколах»7 антракт был заменён каким-то полковым маршем…» (7).
В последние два десятилетия XIX века в Красноярске ежегодно гастролировала как минимум одна, а иногда две или три актерские труппы, имевшие в репертуаре как драматические, так и музыкальные спектакли. Стали приезжать и чисто оперные коллективы, так, только в 90-е годы XIX века оперные труппы посетили Красноярск семь раз, познакомив красноярцев с лучшими оперными спектаклями русских и зарубежных композиторов.
Большое влияние на дальнейшее развитие театрального дела в Красноярске оказало построение нового каменного здания городского театра, инициатором возведения которого стало Общество попечения о начальном образовании и Общество любителей драматического искусства. Здание строили «всем миром»: среди красноярцев была собрана сумма в 13 тыс. рублей, общество врачей представило заём в 20 тыс. рублей, любители музыки и драматического искусства давали концерты и спектакли в пользу Народного дома-театра, которому со временем присвоили имя А. С. Пушкина. Торжественное открытие театра состоялось 17 февраля 1902 года.
Можно с уверенностью сказать, что красноярский слушатель в конце XIX столетия уже был знаком не только с драматическими, но и с наиболее значительными оперными постановками композиторов Западной Европы и России. К началу ХХ века театр по праву стал важнейшей частью культурной жизни Красноярска.
1. Восточное обозрение — Красноярск: 1888, № 7.
2. Город у Красного яра. Документы и материалы по истории Красноярска. XVII–XVIII вв. / ред. Г. Ф. Быконя, А. И. Козлова, А. Н. Карлова и др. — Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1981.
3. Громова О. Театральная антреприза в Красноярске // Театрально-музыкальный альманах 1998-1999 гг. — Красноярск, 1999. — С. 23-24.
4. Давыдова К. Ю. После каторги. — Рукопись, о/ф 4492/ПИ(р) 123, 1983 г. — С. 28.
5. Давыдов В. Л. Сочинения, письма / сост. Т. С. Комарова — Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2004. — С. 118.
6. Енисей — Красноярск, 1898, 4 февр, № 15.
7. Енисейский листок — 1892 г., 23. 02. 07, с. 4; — 1893, 26 ноября, № 48.
8. Красноярск и красноярцы / сост. Т. К. Назарова, К. В. Богданович — Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1978. — 510 с.
9. Красноярская городская дума, ГАКК, Ф-173, оп. 1, д. 1119, л. 137, об.
10. Красноярская городская управа, ГАКК Ф-161, д. 2189.
11. Кривошея Б. Г., Лаврушева Л. Г., Прейсман Э. М. Музыкальная жизнь Красноярска — Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1983. — 175с.
12. Лифшиц Л. И. Театр в Красноярске — Красноярск: Красноярск. кн. изд-во, 1957. — С. 5-27.
13. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: «Сов. энциклопедия», 1990.
14. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4 — М.: «Сов. энциклопедия», 1988. — 1599 с.
1 Крашенинников С. П. (1711-1755) — русский путешественник, основоположник русской этнографии, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук с 1750 года. Побывал в Красноярске во время 2-й Камчатской экспедиции, проходившей с 1733 по1743 год (14, с. 649).
2 Гмелин И. Г. (1709-1755) — натуралист, академик Петербургской академии наук (1731-48). По национальности немец, в 1727-47 годах жил в России. В 1733-1743 путешествовал по Западной и Восточной Сибири. Автор труда «Флора Сибири» (14, с. 314).
3 Антреприза (от фр. entrepreneur, «предприниматель») — частное зрелищное предприятие, которым владеет антрепренёр (14, с. 66).
4 Кантонисты — «в России в 1805-56 годах кантонистами называли солдатских сыновей, числившихся со дня рождения за военным ведомством» (14, с. 538).
5 Давыдов Пётр Васильевич — сын В. Л. Давыдова, приехал в конце февраля 1850-го года в Красноярск (5).
6 В книгах «Музыкальная жизнь Красноярска» (11, с. 9), а также «Театр в Красноярске» (12, с. 9) ошибочно указан 1873 год (10). В настоящее время на месте старого деревянного городского театра располагается стадион «Локомотив».
7 Оперетта Р. Планкетта «Корневильские колокола» была создана в 1877 году в Париже и получила всемирное признание и большую популярность (13, с. 425).
© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012