АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

А. М. Лесовиченко

Современные музыкальные просветители
Бурятии

© А. Лесовиченко, 2014

Развитие музыкальной культуры европейского типа в Бурятии активно осуществляется с 1920 года, когда за недолгие месяцы (с апреля по ноябрь г. Верхнеудинск (ныне – Улан-Удэ) был столицей буферного государства – Дальневосточной республики) здесь появились симфонический оркестр, профессиональный концертный хор и музыкальная школа 1. Во второй половине 30-х годов, в период подготовки к проведению декады Бурят-Монгольского искусства в Москве (проведена в 1940 году) сложилась оперная труппа, создан оркестр бурятских народных инструментов. Стационарный оперный театр (второй по времени возникновения в Сибири) и Бурятская организация Союза композиторов России появились в конце 40-х.

С 1929 года действует музыкально-театральная студия, позднее преобразованная в музыкальное училище. В 1960 году открылся второй в Сибири вуз, где готовят музыкантов – Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ныне – академия культуры и искусств). Музыкальные специальности здесь появились в 1964 2.

Заметный вклад в укрепление системы музыкальной культуры вносят работающие в Улан-Удэ деятели музыкального просвещения. В первой половине ХХ века – пианистка В. Д. Обыдённая, в 50-х гг. – музыковед Н. П. Угрюмов. В последующие десятилетия – различные преподаватели института культуры и музыкального училища. Однако несомненными лидерами должны быть названы два видных музыкальных деятеля – музыковед О. И. Куницын и дирижёр В. В. Китов.

Олег Иосифович Куницын (1934) – заслуженный деятель искусств России и Бурятии, кандидат искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии РБ, член четырёх творческих союзов (композиторов, писателей, журналистов, театральных деятелей).

Закончив Новосибирскую консерваторию, он с 1963 года осел в Улан-Удэ и посвятил себя сугубо академическим занятиям – преподаванию музыкально-теоретических и исторических дисциплин в Улан-Удэском музыкальном училище и институте культуры, а также исследованиям в области бурятской музыки. Казалось бы, это достаточно далеко от просветительства, особенно если учитывать отсутствие у него склонности к устным публичным выступлениям. Тем не менее, сейчас можно определённо сказать, что в Сибири найдётся мало деятелей, которые сравнялись бы с Олегом Иосифовичем в результативности музыкально-просветительских усилий. Дело в том, что он умеет и любит писать.

Музыковеду в условиях провинциального города редко удаётся писать для профессионального читателя. Куницын всю жизнь писал и для профессионалов, публикуя свои труды в центральных музыковедческих сборниках и журналах. Однако высказываться в популярных изданиях ему доводится гораздо чаще. Газеты и журналы Бурятии (не только в Улан-Удэ, но и в райцентрах) постоянно печатают его многочисленные очерки, рецензии, творческие портреты, рассказы о музыке и музыкантах. Благодаря этой неустанной деятельности в Улан-Удэ до сих пор сохраняется определённый пиетет перед академической музыкой в средствах массовой информации.

Главной темой творчества музыковеда является композиторская музыка Бурятии. Он многократно представил любителям музыки фигуры самых значительных композиторов – Б. Ямпилова, Ж. Батуева, Д. Аюшеева, Ц. Ирдынеева, А. Андреева, Б. Цырендашиева, В. Усовича и других.

Кроме того, он создал целую панораму очерков о деятельности музыкальных учреждений республики: театра оперы и балета, оркестра бурятских народных инструментов, других концертных и учебных заведений. Написал десятки книг и статей о ведущих исполнителях – больше всего о певцах (Л. Линховоине, К. Гомбоевой-Языковой, Б. Балдакове, Д. Дашиеве, К. Базарсадаеве, И. Кузьминой), а также дирижёрах, инструменталистах, музыковедах…

Помимо бурятской темы, стратегической линией творчества Куницына проходит фигура А. К. Глазунова. С юности музыковед увлекался его музыкой, занимался её изучением. Плодом этой подвижнической деятельности (в отличие от бурятской, эта тема не находит почти никакой поддержки со стороны официальных учреждений республики) стали три книги: «Балеты А. К. ГлазуноваМ (М.: Музыка, 1989), «Инструментальные концерты А. К. Глазунова» (Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2002) и монументальный труд объёмом 708 страниц «Глазунов: о жизни и творчестве великого русского музыканта» (Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2004). Если первые две брошюры рассчитаны на профессионалов, то основной труд Куницын реализовал как популярное издание. Написанная живо и увлекательно, книга рассказывает в основном о жизни композитора и культуре его времени. Характеристики произведений минимальны. Автор избегает в их описании профессионализмов, не даёт нотных примеров. Чисто просветительский подход!.. При всём том, в культурологическом смысле, «Глазунов» Куницына – несомненно, научный труд. На фигуре крупного русского композитора, жизнь которого прошла в бурное время (и в художественном, и в общественном смыслах), музыковед увязывает все значительные фигуры русской музыки от Глинки до Шостаковича, создаёт по-настоящему ценное произведение. Есть в книге и инновационный материал. В своё время, Олег Иосифович списывался с родственниками Глазунова во Франции, благодаря чему смог дать новые данные о жизни и творчестве композитора в последние годы.

Особую страницу музыкального просветительства Куницына составляют его беллетристические опыты. Много лет он пишет повести, рассказы, миниатюры о музыке. Наиболее крупными публикациями в этом плане являются сборники: «Последнее лето в Аршане» (Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2003) и «Симфонический синдром кота Василия» (Улан-Удэ: б. и., 2008).

Любопытным симбиозом писательских изысков и музыковедческих разработок стала книга «Инвенции и симфонии И. С. Баха» (Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2005).

Литературная активность Олега Иосифовича Куницына представляется исключительной. Выпущенный к его 75-летию библиографический указатель 3 фиксирует 1706 названий его авторских или редакторских работ, в т. ч. 34 книги и брошюры музыкального содержания, В этом огромном массиве доминируют сочинения, которые можно отнести именно к разряду музыкально-просветительского творчества.

По количеству литературных текстов среди музыковедов Куницыну нет равных в Сибири, да и в России целом, думаю, надо поискать… Он крупный деятель, много сделавший для нашей культуры. Это ещё предстоит осознать и музыковедам и культурологам!

Совершенно иной представляется просветительская деятельность Виктора Васильевича Китова (1952 г. р.) – заслуженного работника культуры России и Бурятии, профессора, кандидата культурологии. После окончания факультета народных инструментов Музыкально-педагогического института им. Гнесиных в 1976 году (баянист, руководитель оркестрового коллектива), он работает во ВСГАКИ. Через его класс прошли больше сотни музыкантов. В качестве педагога Китов показывает достойные, стабильные результаты. Однако не стоило бы считать его просветителем, если бы он работал только в этом качестве. Не относится к данной роли и его статус декана факультета культпросветработы в 1984-1989 годах. Даже исследовательская деятельность (он защитил кандидатскую диссертацию по проблеме функционирования оркестра бурятских народных инструментов) не является, строго говоря, просветительской. Главный вклад в этом направлении – его организационная деятельность по пропаганде художественного творчества народов Сибири за рубежом и искусства Юго-Восточной Азии в России.

Особый интерес к народно-инструментальному искусству аборигенов Сибири Китов проявил сразу, как только приехал в Улан-Удэ. С 1983 года он начал организовывать небольшие разнонациональные ансамбли из студентов института, которые постепенно сложились в единый интрументально-вокально-хореографический ансамбль «Сибирский сувенир» 4.

Удивительно, что подобная идея не пришла никому в голову до Китова за 20 с лишним лет существования института. Многие годы во ВСГИКе велась подготовка в национальных группах: ежегодно в институт приезжали компактные группы из Якутии, Тувы, Монголии, которые все годы обучения держались своими землячествами и в учебном процессе, и в бытовой жизни. Многие преподаватели, так или иначе, использовали эту особенность студенческой среды. Русские и буряты были менее организованы, имея перед глазами опыт товарищей из других республик, тоже тяготели к проявлению своей национальной культуры. Тем не менее, только Китову удалось вывести этот потенциал на уровень художественных достижений, грамотно и перспективно поставив задачи. Главная установка проявляется в самом названии «Сибирский сувенир»: оригинальный симпатичный подарок, сделанный для поднятия настроения. Приоритетным направлением стала подготовка самых разнообразных в стилевом отношении, сценически выигрышных композиций. В дело пошли и сочинения профессиональных композиторов, и концертные обработки народной музыки, и расшифровки песен, собранных в экспедициях, и настоящие этнографические выступления (благо среди якутов и тувинцев – студентов института – встречаются подлинные носители фольклора), и хореографические стилизации народного танца на академической основе. Словом, блестящий калейдоскоп народного искусства Сибири.

Подход, использованный здесь, позволил ставить и не только развлекательные задачи. Так, исполнение в русском блоке общерусского, казачьего и семейского (забайкальского старообрядческого) репертуара сделало возможным открытие при ансамбле Лаборатории русского фольклора Сибири.

Ансамбль фактически сразу стал динамично разворачиваться в концертном плане. Сначала дома, потом в городах России, включая столицы, затем за рубежом. Ему аплодировали в Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Малайзии, Монголии, Польше, Румынии, США, Турции, Франции, Швеции. За границей ансамбль дал более 500 концертов, принял участие в 80 фестивалях. Вот где было настоящее просвещение многих тысяч людей в плане знакомства с наследием разных народов!

В конце 1990-х «Сибирский сувенир» по нетворческим причинам прекратил существование.

Однако это никак не сказалось на просветительской активности В. В. Китова. Он начал реализовывать связи, сложившиеся в гастрольных поездках – проводить в Улан-Удэ международные фестивали инструментальной музыки «Звуки Евроазии».

Концепция этих мероприятий сугубо просветительская. Каждый из фестивалей строится на проведении многодневных (4-5 дней) совместных концертных выступлений российских музыкантов (всегда представлены бурятские силы, приезжают артисты и из других городов) и музыкантов одной из стран Азии. Проведены фестивали, индийского, японского, китайского, корейского, монгольского векторов. В ходе фестивалей проводятся также научно-практическая конференция и цикл мастер-классов зарубежных гостей фестиваля.

Например, фестиваль 2008 года имел китайский вектор. Здесь была возможность слышать духовой орган шэн (доцент Дун Цин), струнные щипковые инструменты люцинь (профессор Ван Хун-и) и пипа (музыкант Лю Мэли), струнный смычковый эрху (музыкант Чжу Минь), многострунный безгрифный янцинь (музыкант Се Юй-хун). Каждый из музыкантов исполнил сольную программу от 30 минут до часа, провёл мастер-класс, сделал доклад. Вместе они дали ансамблевый концерт. Трудно представить лучшую форму ознакомления с китайской музыкой. А ведь была ещё бурятская, русская, удмуртская и болгарская программы! 5.

Подобные мероприятия являются замечательной подпиткой для профессионалов, сильнейшим художественным впечатлением для всех любителей музыки, серьёзным импульсом для развития международных контактов, да, и просто эффектным действом украшающим жизнь.

Куницын и Китов – два совершенно разных деятеля, но их роднит настоящая преданность музыке, стремление сделать жизнь всех близких и далёких людей богаче через приобщение к этому великому искусству. Именно поэтому оба являются настоящими просветителями.

 

Примечания

Лесовиченко А. М. Некоторые аспекты музыкальной культуры Дальневосточной республики \\ Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации / ред.-сост. А. М. Лесовиченко. — Новосибирск: Трина, 1996. — Вып. 1. — С. 71-87.

Музыкальная культура Сибири / ред. А. Г. Михайленко, Н. И. Головнёва. — Новосибирск: РИО НГК, 1997. — Т. 3, Кн. 1. — С. 496.

Куницын Олег Иосифович: к 75-летию со дня рождения: библиографический указатель / ВСГАКИ; сост. Т. В. Бурлакова, И. А. Поняева. — Улан-Удэ: изд. ВСГАКИ, 2009. — С. 151.

О деятельности В. Китова в качестве руководителя «Сибирского сувенира»: Лесовиченко А. М. Полпред сибирской народной культуры \\ Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации / сост. А. М. Лесовиченко. — М.: РИЦ МУБиНТ, 2004. — Вып. 4 — С. 95-98.

Панорама III Международного фестиваля традиционной музыки «Звуки Евразии» \\ Народник, 2008, № 4. — С. 5-7.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2014