АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

А. М. ЛЕСОВИЧЕНКО

КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИБИРИ

© А. Лесовиченко, 2012

Единичные случаи создания музыкальных произведений на территории Сибири имели место уже в XVIII–XIX вв. К примеру, выдающийся русский композитор А. А. Алябьев, живший с 1828 по 1832 в Тобольске, создал здесь ряд сочинений. В 30-х гг. XIX в. активно писал музыку ссыльный поляк граф К. Волицкий, автор оперы на текст П. П. Ершова «Сибирский день», музыки к пьесе «Удачный выстрел», концертино для трубы, танцев для балов (Тобольск, Омск). Однако только на рубеже XIX–XX вв. композиторская деятельность приобретает здесь последовательные и развитые формы. В начале ХХ века наибольшее число сочинений создают регенты церковных хоров. Среди них выделяются П. Иванов-Радкевич, Ф. Мясников, М. Алтабасов, С. Савватеев, сочинения которых нередко звучат в богослужебной практике и сегодня.

П. О. Иванов-Радкевич известен также как автор романсов, инструментальных пьес, детской оперы «Царевна-земляничка».

Наиболее крупный композитор 1-й трети ХХ века в Сибири – Андрей Викторович Анохин (1874-1931), известный также как выдающийся этнограф, хормейстер, музыкально-общественный деятель (жил в Томске, Барнауле, горно-алтайском селе Чемал). Его композиторское наследие составляют около 100 произведений, включает сольные и хоровые песни, сценические, вокально-инструментальные, инструментальные композиции. В их числе, музыкально-сценические произведения на алтайские темы – «Талай-хан» и «Хан-Эрлик»; сюита «Хан-Алтай» для хора и струнного оркестра.

В 20-х-30-х гг. наблюдается процесс создания массовых песен самодеятельными авторами во всех регионах Сибири. Создают их как русские музыканты, так и представители аборигенных народов. В эти годы появляются произведения и в других жанрах – инструментальные пьесы, музыкально-театральные композиции. Видными мастерами этого времени являются М. Невитов, К. Нечаев, П. Вальгард, Г. Ланэ, П. Берлинский, В. Морошкин, М. Жирков. Важный вклад в разработку сибирской темы сделали крупный советский композитор Р. Глиэр, написавший «Марш Бурят-Монгольской АССР» и его ученик – уральский композитор М. Фролов, создавший первую бурятскую оперу «Энхэ-булат-батор».

Первую в Сибири композиторскую организацию – Бурятский союз композиторов, созданную в 1940 г. – составили: П. Берлинский, В. Морошкин, Н. Тихонов, Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов и композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов, Н. Халбаев.

В начале 40-х гг. эвакуация из европейской части СССР привела в Сибирь крупных русских композиторов – Г. Свиридова, К. Молчанова, М. Блантера, В. Щербачёва, О. Фельцмана, что позволило создать в 1942 г. Новосибирскую организацию Союза композиторов. В это же время действовала большая группа композиторов в Иркутске, костяк которой составили украинские мастера – М. Вериковский, В. Йориш, Л. Гуров, Ю. Мейтус, а также иркутяне Г. Ланэ и Ю. Матвеев. В Кызыле с 1941 г. работал дирижёр и композитор Л. Израйлевич, в 1943 приехали композитор и фольклорист А. Аксёнов, дирижёр и композитор Р. Миронович. В Абакане с 1942 активно действовал фольклорист и композитор А. Кенель.

В 1944-46 гг. по заказу правительства Якутии большое количество сочинений на якутскую тему создали московские композиторы Р. Ромм, М. Мильман, М. Меерович, А. Лошпан, Ю. Крейн, М. Лалинов, Н. Пейко, В. Белый, Г. Гамбург, Д. Мальтер, Д. Салиман-Владимиров, Г. Литинский.

Наиболее значительными композиторами Сибири в первое послевоенное десятилетие являются – А. Новиков, В. Левашов, В. Денбский, А. Ильин (в Новосибирске), Д. Аюшеев, Ж. Батуев, Б. Ямпилов, Г. Дашипылов (в Улан-Удэ), М. Жирков, Г. Григорян (в Якутске), Г. Ланэ (в Иркутске), А. Кенель (в Абакане).

Новая ситуация в композиторской деятельности складывается в конце 50-х – начале 60-х гг., когда в разных городах появляется значительное число молодых композиторов. Среди них: А. Чыргал-оол и Р. Кенденбиль – в Туве, Н. Бажов, Н. Берестов, В. Кац, Л. Вишкарёв, Г. Комраков, Э. Алексеев – в Якутии, С. Манжигеев – в Бурятии, К. Лакин – в Томске, Г. Пантюков – в Омске, Б. Нухов, Г. Челбораков – в Абакане, Ф. Веселков в Красноярске. Особенно важно, что в это время начинает вестись подготовка композиторов в Новосибирской консерватории. Первый руководитель класса композиции – профессор М. Гозенпуд, затем Г. Иванов и первый выпускник НГК по классу композиции А. Муров.

В 60-е-70-е гг., помимо названных музыкантов, композиторское лицо сибирской музыки определяют Ю. Шибанов, И. Бершадский, Ю. Юкечев, Ю. Ащепков О. Иванов, Г. Гоберник (в Новосибирске), Е. Кравцов, В. Пешняк (в Барнауле), З. Степанов (в Якутске), В. Усович (в Улан-Удэ), В. Павлов (в Иркутске), Х. Дамба, В. Тока (в Кызыле).

Увеличение творческих сил позволили создать самостоятельные композиторские организации в Туве (1978) и Якутии (1979).

Значительная группа композиторов появилась в конце 70-х – первой половине 80-х гг. в Красноярске, в связи с открытием Института искусств. Среди них: В. Бешевли, Б. Иофис, В. Клепинин, О. Меремкулов, В. Пономарёв, В. Пороцкий, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Такая концентрация новых сочинителей музыки позволила создать в 1983 г. Красноярскую организацию СК. Особое место в панораме композиторского творчества в Сибири занимает фигура видного вьетнамского композитора Нгуена Лантуата, с 1985 г. живущего в Новосибирске.

Заметные приращения в композиторском сообществе Сибири произошли в 80-х и 90-х гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Е. Изранова, О. Сереброва, А. Кротов, И. Гирунян, П. Ладыженский, В. Джагарова И. Сальникова, В. Натанзон, Р. Столяр, Г. Никулин (в Новосибирске), Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихачёв (в Красноярске), К. Туев (в Кемерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин, С. Белоголов (в Якутске), Ю. Орлов (в Омске), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Олёрская, А. Русанов (в Улан-Удэ) и др.

Следует назвать также имена некоторых самодеятельных композиторов, произведения которых приобрели популярность: А. Стоянов (в Абакане), Ч. Павлов (в Улан-Удэ), В. Мочалов, Н. Кудрин, Г. Заволокин (в Новосибирске), С. Толстокулаков (в Новокузнецке), А. Масленников, Д. Васянович, А. Яковлев (в Красноярске) и мн. др.

В жанровом отношении основной массив сочинений сибирских композиторов составляют песни различного назначения: массовые, эстрадные, детские, предназначенные для профессиональных народных хоров. Много сочинений, преимущественно рассчитанных на задачи детского музыкального образования написано для фортепиано, создано немало ансамблей (преобладают нетрудные пьесы и сюиты, однако, создаются опусы и для профессионального исполнения). Велик пласт хоровых сочинений (особенно для учебных и самодеятельных хоров, в начале и конце ХХ века – церковных композиций). В советскую эпоху создано немало крупных циклических хоровых сочинений для профессиональных коллективов (кантат и ораторий). Композиторы «русской» Сибири часто обращаются к жанру романса (у композиторов аборигенных народов этот жанр относительно редок). Особое место в композиторском активе занимает музыка для оркестров народных инструментов (и русских, и аборигенных). Среди композиций для симфонического оркестра преобладают поэмные и сюитные произведения. Симфоний создано относительно немного (преобладают в Новосибирске и Красноярске). В Бурятии и Якутии последовательно появляются оперы и балеты. Единичные образцы этих жанров присутствуют в других центрах музыкального творчества. Новосибирскими композиторами создано немало оперетт и музыкальных комедий.

Наиболее значительную часть композиторского наследия ХХ в. в Сибири составляют произведения представителей аборигенных национальных культур, в силу их неповторяемости в других регионах России. Однако и в русской Сибири создано немало ценных сочинений в масштабе России. К их числу можно отнести: поэму для голоса и оркестра «Девочка из Хиросимы» и симфонический «Домский собор» И. Бершадского, оперы «Алкина песня» и «Ревизор», концерт для виолончели с оркестром Г. Иванова, «Тобольскую» и «Осеннюю» симфонии А. Мурова, «Бражную литургию» и симфонические элегии Ю. Шибанова, симфонию «По прочтении В. Астафьева» О. Меремкулова, 2-ю, 3-ю, 4-ю симфонии Л. Нгуена, симфонию «Aescis» и музыку для карильона С. Тосина, концерты для фортепиано с оркестром и «Поэзы И. Северянина» О. Проститова, Литургии, Всенощные, Чин венчания В. Пономарёва, Сонату-каприччио и Сонату для балалайки В. Бешевли, «Песни степеней» М. Гоголина, Прелюдию и фугу для скрипки-соло Б. Иофиса, 6 сонетов на стихи Гарсия Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано В. Пороцкого, квартет для труб и тромбонов, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота И. Юдина, концерт для органа и камерного оркестра «Рождение Байкала», «Поэму о свете» для органа, флейты, трубы и рояля Л. Янковской, Stabat Mater и «Балладу Белого моря» для двух флейт и колокольчиков М. Шмотовой и др *.

Значительный вклад в изучение музыки сибирских композиторов сделали: Н. Угрюмов, О. Куницын, Н. Головнёва, Г. Осипенко, А. Асиновская, В. Калужский, Я. Файн, Л. Александрова, С. Гончаренко, Л. Пыльнева, О. Колпецкая, В. Пономарёв, Е. Карелина.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Музыкальная культура Сибири — Новосибирск, 1997, т. 3.

2. Композиторы Новосибирска — Новосибирск, 1996.

3. Юхвидин П. К истокам духовности — Красноярск, 1992.

4. Гончаренко С. Сибирская композиторская организация — Новосибирск, 2003.

5. Муров А. Заколдованный круг — Новосибирск, 1990.

6. Тосин С. Семь семёрок — Новосибирск, 2004.

7. Между Востоком и Западом: заметки о судьбе и творчестве Лантуата — Новосибирск, 2006.

8. Музыка Сибири и Дальнего Востока — М., 1982.

9. Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность — Новосибирск, 1983.

10. История музыкальная культуры Сибири — М., 1978.

11. Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока — Новосибирск, 1986.

12. Музыкальная культура Новосибирска — Новосибирск, 2005.

13. Наука и художественное творчество — Красноярск, 2003.

14. Пономарёв В. В. Христианские темы и символы в сочинениях сибирских композиторов 1980-х-2000-х годов // Художественная культура и образование: теория, история, методика — Новосибирск, 2009. — Вып. 2 — С. 7-17.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Перечень наиболее значимых сочинений сибирских авторов на момент написания статьи. — Ред.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012