АМС |
ТИТУЛ | КАРТА САЙТА | СТАТЬИ | НАШИ ФАЙЛЫ | СПРАВКИ |
© А. Лесовиченко, 2012
Как часто нас восхищают звуки струнных инструментов. В них есть загадка, магия. Как деревянный ящик, на котором что-то натянуто, может вызвать отзвук в самой сокровенной части нашей души, сказать нечто такое, что недоступно ни учёному, ни поэту, ни художнику?
Голоса таких инструментов очень разные. Нельзя спутать скрипку, гитару, йочин, бандуру и кыяк. Инструмент, зачастую именно струнный, становится одним из национальных символов, звуковым знаком своего народа.
Хорошо восхищаться звуками инструментов, но нельзя забывать, что это сложное тонкое изделие, очень чувствительное к любым воздействиям, Мастера, умеющие делать их, всегда очень немногочисленны, прежде всего, в силу необходимости иметь высочайшую квалификацию, достичь которой могут очень немногие. Плюс к тому, надо обладать ещё и талантом музыканта. Иначе музыкальный инструмент не будет петь.
Говоря о специалистах, создающих инструменты, нужно выделить редчайшую группу среди них – тех, кто работает над самой нежной его частью, собственно звучащим телом – струной.
Представляю одного из талантливых профессионалов, струны которого радуют любителей игры на национальных инструментах и в Бурятии, и в Якутии, и в Хакасии, и в Туве, во многих русских городах (в т. ч. Москве), мастера, комплекты струн которого стремятся получить сотни гитаристов, зная их звучность и удобство в игре.
Улан-удэнский мастер по струнам – Владимир Сергеевич Марченко.
Сидя в зале, слушатель даже не догадывается, какой сложный мир составляют музыкальные струны, какое они имеют значение для качества исполнения музыки. Струна может выявить тембр инструмента, а может исказить его. Струны бывают яркими и тусклыми, стройными и фальшивыми… Как сделать, чтобы инструмент проявил свои лучшие свойства? Именно об этом думает Владимир Сергеевич. Именно эти проблемы он умеет решать.
Когда-то, ещё в молодости, он – хороший солист-гитарист (выпускник Витебского музыкального училища и Восточно-Сибирского института культуры) – взялся делать струны для своего инструмента, потому что добыть приличные комплекты в те годы было трудно. Он освоил несколько технологий. Изготавливал сначала металлические струны, но вскоре перешёл на нейлон, убедившись, что этот материал ближе к естественному для всех струнных жильному инварианту.
О звуковых качествах нейлоновых струн знают многие мастера, но далеко не все готовы с ним работать, поскольку нейлоновая нить тянется и, следовательно, создаёт проблемы при настройке инструментов. Как обеспечить стабильность интонирования на нейлоновых струнах? Над решением этой задачи Марченко работал несколько лет. Нашёл его в сочетании жёсткого корда и мягкой обмотки струны. Благодаря созданной им авторской технологии, появилась возможность достичь мечты всех струнников – чистого летучего звука, ясного красивого тембра при устойчивой интонации и (что важно) приятном прикосновении для исполнителя.
Начав с гитары, мастер начал экспериментировать с изготовлением струн для инструментов разных народов (в те годы он работал преподавателем Восточно-Сибирского института культуры), что было крайне необходимо для нормального развития студенческих инструментальных ансамблей. Особенно его заинтересовали инструменты сибирских аборигенов, возможности которых, в сущности, только начали выявляться в музыкальной практике 80-х годов.
Можно сказать уверенно, что нынешний расцвет искусства игры на бурятской ятаге во многом является следствием поисков Владимира Сергеевича в изготовлении струн.
Немало он сделал для развития критериев качества звучания современных чанзы, хура, йочина, обеспечивая эти инструменты высококлассными струнами, сделанными по специально разработанным для каждого технологиям.
Марченко старается поработать с любыми струнными инструментами, попадающими в поле его зрения, использует любые возможности общения с самыми разными исполнителями – и виоруозами-профессионалами, и любителями.
Интересно наблюдать, как в нём просыпается почти охотничий азарт, когда есть возможность сделать струны для ещё неиспробованного инструмента. Как он радуется, если получает хороший результат и удивляется, когда струны не дают ожидаемого качества звучания. Если не получается – он с удвоенной энергией ищет новое нестандартное решение.
Следует заметить, что музыканты чувствуют в этом мастере настоящего профессионала и с удовольствием доверяют ему свои редкие, иногда очень дорогие инструменты. Марченко всегда оправдывает доверие – создаёт качественные струны практически для всех, с кем начинает сотрудничество.
Разумеется, в зоне его поисков и технические средства – новые материалы, новые станки, новые методики расчёта… Он постоянно в поиске, никогда не останавливается на достигнутом. В сущности, только так обеспечивается гарантия качества в этой редкой и важной профессии.
© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012