АМС |
ТИТУЛ | КАРТА САЙТА | СТАТЬИ | НАШИ ФАЙЛЫ | СПРАВКИ |
© В. Кусакина, 2014
Вокальный цикл Э. Маркаича на стихи М. Цветаевой включает в себя четыре романса: «Горькая кисть», «Идёшь, на меня похожий...», «Ночь», «Рассвет на рельсах». Три их них были написаны в 1991 году, в год окончания автором Новосибирской консерватории по классу композиции. В 2011 году на юбилейном вечере композитора, состоявшемся в Малом зале Красноярской государственной академии музыки и театра, романсы прозвучали в исполнении певицы Светланы Бедринец, дипломанта международного конкурса и автора, дипломанта I международного конкурса им. А. Н. Скрябина в Нижнем Новгороде.
Вокальный цикл является поистине «маленьким шедевром», в котором автору удалось уловить скрытые смысловые глубины поэзии Цветаевой. Первые два романса представляют собой лирические монологи от первого лица, чуть подёрнутые грустью. Она слышится в гармоническом миноре, в недосказанности фраз, в музыкальных многоточиях и, в то же время, в некоторой сдержанности, содержащей порыв, но лишённой экзальтированного пафоса. Нет ничего внешнего, бьющего на мгновенный эффект, а есть искренность, исповедальность высказывания. «Слов немного, они так точны, что обозначают всё...» [2, с. 55].
Музыка романсов подкупает своей искренностью. Она естественна, пластична, без вычурных прикрас. Но, как большинство сочинений современных авторов, эмоционально-образный, интонационно-фактурный язык весьма сложен. В романсах чувствуется инструментальная природа мышления композитора. Партия фортепиано достаточно сложна и самостоятельна по отношению к голосу, партия же самой солистки изобилует ходами на широкие интервалы («Идёшь, на меня похожий...»), напряжённа в тесситурном плане («Ночь»). Но всё это только подчёркивает поэзию М. Цветаевой, помогая достичь глубины и ёмкости музыкально-поэтических образов.
В названиях первых двух романсов цитируются строки стихотворений поэтессы. А третий и четвертый имеют программные подзаголовки «Ночь» и «Рассвет на рельсах». Интересно, что именно в них чувствуется философское звучание, когда, казалось бы, конкретика ясна. Определение – «зримая образность звуковых решений» [1, с. 175] – можно по праву отнести к финалу цикла. Благодаря интересному фактурному и ритмическому решению, заключающемуся в «перебрасывании» фактуры и ритма между руками, мы словно слышим стук колёс проносящихся мимо поездов. Исполнение этого приёма представляет определенную трудность для пианиста в координационном плане. Широкие скачки в быстром темпе помогает «объединить» педаль. Пианисту необходимо чутко улавливать тончайшие нюансы в пении солистки, выстраивая динамический баланс между звучанием вокальной и фортепианной партий. Эффект приближения crescendo и удаления diminuendo тоже работает как изобразительный приём.
Исполнение романсов требует от музыкантов раскрепощённости. «Преобладание импровизации над сочинением (т. е. сиюминутного, «сиюмоментного» процесса создания музыкальных композиций над письменной формой фиксации композиторского замысла)» [3, с. 39] характерно для личности самого Э. Маркаича, ярко одарённого не только пианистически, но обладающего незаурядным даром импровизации. Интересно, что автор не ставит указаний, касающихся темпов, динамики, что предполагает исполнительскую свободу и отношение доверия автора к коллегам-музыкантам. Хочется пожелать, чтобы романсы Э. Маркаича на стихи М. Цветаевой узнало как можно больше профессионалов и любителей музыки. Музыка вокального цикла очень красива, романтична, мелодична и даже эффектна. Хочется надеяться, что романсы будут изучаться в классе концертмейстерского мастерства студентами-пианистами, а также певцами в классе сольного и камерного пения. Отрадно отметить, что в настоящее время на концертной эстраде достаточно часто звучат сочинения красноярских авторов, в том числе музыка Э. Маркаича.
1. Биберган В. О семантике ударных инструментов в творчестве Г. Свиридова. \\ Музыкальный мир Георгия Свиридова. — М.: Сов. комп., 1990.
2. Гоголь Н. Полное собрание сочинений в 14 тт. — М., 1948. — 8 т.
3. «Ensemble» – значит «Вместе!» \\ сб. науч.-метод. статей. — Красноярск, 2012.
© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2014