АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

Г. Г. Козырева

Хоровые концертные сочинения сибирских композиторов
с христианской тематикой

© Г. Козырева, 2014

Ещё совсем недавно духовная музыка, как и все религиозное искусство, были далекими и малопонятными всем нам, выросшим в стране, пережившей период воинствующего атеизма. Сегодня религиозная тематика, проявляющаяся в самых разных формах, видах и жанрах современного искусства, уже никого не удивляет, однако, многое художникам приходится делать заново или на пустом месте. Именно в такой ситуации оказались современные российские композиторы, вознамерившиеся создавать духовные произведения для концертного исполнения.

История этого жанра, едва начавшись на рубеже XIX-XX веков, была оборвана социально-политическими изменениями, произошедшими в стране и более чем на полвека выбросившими религию из жизни россиян, ставших гражданами атеистического Советского Союза.

Прежде чем говорить о том, что сегодня звучит на концертной эстраде, в филармонических программах, попробуем сделать очень краткое введение в историю вопроса. В царской России, стране официально православной и поздно воспринявшей западноевропейскую жанровую систему и принципы организации «концертной жизни», т. е. бытования и распространения музыки, никаких религиозных произведений для концертного исполнения не возникало вплоть до конца XIX века. Причина этого в том, что у россиян понятие «духовная музыка» всегда было прочно связано с православным церковным пением, которое звучало только в храме и было частью церковного ритуала, а попытки исполнения церковных песнопений в публичном концерте осуждались церковью.

Вместе с тем, желание русских музыкантов выразить свои религиозные чувства в свободной форме было ничуть не меньшим, нежели у их западноевропейских коллег. Ситуацию «подогревала» и своеобразная «конкуренция», которую создавали многочисленные духовные опусы западных композиторов, беспрепятственно исполнявшиеся в любых концертных залах. Кстати, следует заметить, что функции концертного зала часто выполняли и сами католические храмы, что для Православия было немыслимо.

Кантаты С. Танеева стали ярким началом новой жанровой линии в русской музыке. Однако эта линия не успела получить адекватного продолжения.

Празднование 1000-летия Крещения Руси завершило эпоху атеизма и, одновременно, обозначило новую проблему: выросшим вне храма людям захотелось узнать о Боге, о христианских ценностях в привычных для них ситуациях, в понятной и доступной форме. Самой лучшей такой ситуацией и формой, на наш взгляд, был и остается публичный концерт.

По всей России стали организовываться фестивали духовной музыки, на которых зазвучали лучшие образцы духовного творчества русских композиторов XVIII, XIX и ХХ веков. Появилось множество вновь созданных песнопений, которые часто не вписывались в интонационный контекст церковного обихода и были более пригодны для концертного исполнения. В музыковедении даже возникло новое понятие – паралитургическая музыка, а в самой церкви такие сочинения стали называть «музыкальными проповедями».

Важно то, что вся эта музыка стала беспрепятственно исполняться, став неотъемлемой частью «интонационного спектра» нашего времени. Только на Украине, например, за последние примерно 10 лет состоялось более двухсот премьер духовных сочинений украинских композиторов самой разнообразной жанровой направленности, создававшихся вопреки атеистическим запретам в течение всего советского периода, а также в последнее время. Такие данные приводит Е. Зинкевич в статье «Сакральные мотивы в современном творчестве композиторов Украины» 1. Это опусы В. Птушкина, М. Шуха, И. Щербакова, А. Гугеля и др. В Белоруссии развернулось духовное творчество И. Денисовой и других композиторов. Целая плеяда песнотворцев появилась в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Вологде. Это Геннадий Белов, Борис Феоктистов, Владимир Довгань, Анатолий Киселёв, Семен Сегаль, Андрей Микита, Михаил Гоголин, Юрий Толкач, Виктор Ульянич и ряд других авторов.

В столицах и других крупных городах были организованы фестивали духовной музыки, на которых зазвучали сочинения в необычайном жанровом разнообразии – хоры и хоровые циклы a cappella, сочинения для солистов с хором, духовные кантаты с оркестром и композиции, в которых сочетались признаки разных жанров. В Москве и Санкт-Петербурге стали проходить конкурсы создателей духовной музыки, лауреатские звания в которых получили десятки современных авторов из многих регионов России.

Композиторы Сибири также внесли свой вклад в это движение. Лидером здесь оказался Красноярск, о чем уже много говорилось и писалось. Помимо обилия церковных песнопений, предназначенных для исполнения за богослужением, красноярскими композиторами было написано немало концертных сочинений, отразивших духовную тематику.

У Олега Проститова (род. 1955 г.) возникла серия инструментальных сочинений с православными темами, образами и церковно-певческими интонациями. Это, во-первых, Концертная фантазия (Концерт № 2) для фортепиано с оркестром «Ярослав Мудрый», в финале которой композитор использовал автоцитату – тему своего ранее написанного «Многая лета». Фантазия появилась в начале наступившего столетия, а чуть позже им же был написан «Православный триптих» для баритона и фортепиано на стихи И. Кандыбаева. В проникновенных романсах этого «Триптиха» нашли отражение мысли о Боге, смысле бытия и творчестве, поданные через призму православной догматики.

Очень интересное сочинение было задумано композитором Эдуардом Маркаичем (1961-2012). Он начал сочинять духовную оперу о праведном Иове, поэтическое либретто для которой, по библейскому сюжету, написала красноярская поэтесса Марина Саввиных. Примерно две трети материала оперы автор успел записать, и все, кому посчастливилось слышать музыку этого сочинения в авторском исполнении, говорили о её необычайной красоте и выразительности. Внезапная смерть композитора помешала осуществлению этого замысла.

Немало интересных сочинений создал молодой красноярский композитор Артур Михель (род. 1982 г.), много пишущий церковных песнопений. Для концертного исполнения им были написаны «Христос воскресе» для сопрано, баритона и органа, хоры «Молитва» на стихи И. Никитина и «Ангел» на стихи С. Аксакова. Последний из названных, вкупе с церковными песнопениями, исполнялся в Санкт-Петербурге, где Артур стал лауреатом Всероссийского конкурса композиторов – создателей духовной музыки.

Большое место занимает христианская тематика в творчестве другого молодого красноярского композитора – Александра Михалёва (род. 1983 г.). Помимо симфонической картины «Преображение», Михалёвым было написано два вокальных цикла для баритона и фортепиано, отразивших его глубокий интерес к Христианству. Это – Три романса на стихи Д. Мережковского и Два романса на стихи М. Царикова. В 2006 году, Александр Михалев стал автором крупного сочинения для хора и оркестра – кантаты «Псалмы Давида». Ни симфоническая картина, ни кантата, к сожалению, пока исполнены не были, но названные романсы постоянно звучат и в Красноярске, и в других городах в авторском исполнении, украшая программы вокальной музыки (Александр обладает прекрасным баритоном).

Возвышенная и искренняя музыка А. Михалёва вне сомнений может быть отнесена к числу лучших вокальных опусов сибирских авторов. К сказанному остается добавить, что Александр Михалёв является, пожалуй, единственным красноярским композитором, в творчестве которого христианская тематика доминирует.

О творчестве Владимира Пономарёва (род. 1960 г.) сегодня много говорится и пишется. В широкой жанровой палитре этого композитора христианская линия занимает существенное место. Будучи церковным регентом (помимо преподавания в Красноярской академии музыки и театра) и имея благословение местного архиерея на редактирование и издание церковных песнопений сибирских композиторов, В. Пономарёв сам является автором значительного количества богослужебных сочинений в жанре церковного песнопения, а на периферии этой линии его творчества возникла группа концертных композиций.

Первым в этом списке должен быть назван хоровой цикл «Стихи покаянные», написанный на древнерусские тексты, представляющие собой поэтическое творчество псаломщиков и распевщиков, в котором пересказываются библейские и евангельские сюжеты. Этот цикл, состоящий из восьми хоров, был написан еще в 90-е годы. Его отдельные номера не раз исполнялись, а некоторые – например, хор «Века сего любовию» или «О, человече» – стали очень популярными. Они не раз записывались на компакт-дисках, выходивших в Красноярске, Екатеринбурге, в Москве и в Швейцарии.

В начале 2000-х В. Пономарёв написал «Рождественскую сюиту», сочетающую авторские композиции и обработки рождественских песен, колядок и духовных стихов для хора и инструментального ансамбля. Создавалась «Рождественская сюита» для прославленного красноярского коллектива – детско-юношеского духовного хора «София» и в январе 2004 года даже исполнялась в Москве, в Кремлёвском дворце, на концерте, приуроченном к открытию Всероссийских Рождественских чтений.

А для красноярского Пасхального фестиваля в 2005 году композитор сделал аранжировку песнопения П. Гребенщикова «Христос воскресе», в оригинале написанного для солирующего сопрано в сопровождении хора. Это необычайно красивое произведение русского композитора конца XIX века в версии Пономарёва зазвучало в сопровождении симфонического оркестра. Оно было исполнено на концерте открытия фестиваля в Красноярском театре оперы и балета.

Можно назвать еще много авторских хоров и переложений, сделанных В. Пономарёвым для различных коллективов, но самым крупным и ярким сочинением в этом ряду безусловно является кантата «Дорогой к Свету» для хора и камерного оркестра на стихи Андрея Деменюка, в которых были пересказаны евангельские притчи. Сочинить эту кантату В. Пономарёва благословил Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, а написана она была в 2006 году специально для упомянутого уже хора «София» и Красноярского камерного оркестра.

Нужно сказать, что хронологически это произведение оказалось одним из первых сочинений с духовной тематикой в жанре кантаты, созданных российским композитором нового времени. Во всех пяти частях кантаты центральной темой является тема духовного поиска, пути, на котором человека ожидают заблуждения и озарения, ошибки и находки. Начало этого пути – в призыве, исходящем от самого Спасителя:

«Душа заблудшая омыта

Нежданным словом, как волной,

Когда в тебе живущий мытарь

Услышит вдруг: иди за мной!»

Завершение же этого пути может быть лишь

«…У небесного крова,

Где от века звучал

Зов высокого Слова

От начала начал». (А. Деменюк)

С успехом исполненная в Малом зале Красноярской филармонии, эта кантата, вместе с кантатой А. Михалёва, написанной в том же году, стала своеобразным итогом духовных исканий красноярских композиторов и завершила значительный этап их творческой деятельности в этой жанровой линии. Последующие годы для красноярских музыкантов характеризовались поисками новых форм выражения своих идей.

Нельзя не сказать о том, как развивалось духовное творчество сибирских композиторов в других городах региона. Прежде всего, речь должна пойти о Новосибирске, городе с большим творческим потенциалом и старейшим музыкальным ВУЗом, имеющим композиторскую кафедру. Следует отметить тот факт, что духовная сфера новосибирцам всегда была менее интересна. Церковные песнопения в Новосибирске создавались только теми авторами, которые имели непосредственное отношение к храму, а концертные опусы с христианскими образами и символами возникали как единичные. Из самых значительных таких работ хотелось бы выделить хор «Lacrimosa» Андрея Попова (род. 1958 г.), написанный еще в 1980 году и его же Фортепианный концерт с цитатой древнерусского песнопения XVII века, написанный позже.

В конце 80-х годов появилась Симфония Георгия Иванова (1927-2010), ныне известная как «Симфония памяти родителей». Первоначально партитура эта была задумана как симфоническая фреска, отображающая впечатления композитора от живописных образов Андрея Рублева и Феофана Грека. В её тематизме присутствуют интонационные образования, воссоздающие колорит древнерусского знаменного пения.

В другом симфоническом опусе новосибирского автора – в симфонии «Домский собор» И. Бершадского (род. 1934 г.), конфессиональная интонационность не столь очевидна. Эта партитура лишь воссоздаёт эмоциональный след от впечатления, навеянного храмовой архитектурой.

Два сочинения в подобном ключе были созданы и Юрием Юкечевым (род. 1947 г.) Это – кантата «Готово сердце мое» для женского хора a cappella на фрагменты из Псалтири в русском переводе, и фортепианный цикл памяти Серафима Саровского. Кантата «Готово сердце мое», написанная на рубеже столетий, исполнялась в Новосибирске, а позже была даже издана в издательстве «Композитор». Это концертное сочинение в свободной форме, без стилизаций и цитат. Лишь в нескольких эпизодах, по мнению В. Пономарёва, в этой музыке можно услышать неочевидные «конфессиальные знаки», отсылающие к григорианскому пению 2.

Композиторами Новосибирска написаны были также: кантата «Крестный ход» – С. Кравцовым (род. 1955 г.) на стихи А. Возненсенского, «Ангел благого молчания» – Ю. Ащепковым (род. 1942 г.) на стихи В. Брюсова и духовные стихи для хора – Е. Джагаровой (род. 1951 г.) и О. Серебровой (род. 1962 г.)

Нельзя не вспомнить и «Рождественскую кантату» для хора в сопровождении фортепиано, написанную Ираидой Сальниковой (род. 1963). Можно было бы назвать ещё ряд сочинений композиторов Новосибирска, отмеченных В. Пономаревым в этой связи 3, но особо хотелось бы сказать о том, что среди музыкантов-новосибирцев есть не только люди православные, но и католики. В частности, выпускники Новосибирской консерватории Екатерина Изранова (род. 1957 г.) и ныне живущий в Омске Владимир Копац (род. 1963 г.). Оба выезжали во Францию для получения католического духовного образования и сейчас являются авторами множества и богослужебных, и концертных католических сочинений.

Говоря о музыке, связанной с католической конфессиональной сферой, можно вспомнить ещё один опус – «Мессу» для хора и оркестра хабаровского композитора А. Новикова (1952-2009). В этом сочинении В. Пономарёв, перечислявший композиции сибирских авторов с христианской тематикой, обнаружил аллюзии с «Реквиемом» Э. Л. Уэббера. «Месса» А. Новикова исполнялась в Новосибирске в конце 90-х годов, а в Красноярске в эти же годы была написана «Месса» молодым композитором Анной Огнёвой, приехавшей учиться в Красноярскую академию музыки из Братска и сегодня живущей в Подмосковье. Эта «Месса» рассчитана на мужской хор в сопровождении органа и предназначалась для Красноярского муниципального мужского хора Валерия Рязанова. Увы, премьера произведения не состоялась. Хор, для которого оно создавалось, был расформирован, а сам Валерий Михайлович в настоящий момент живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Концертные сочинения с христианскими темами, символами и образами, возникали и у композиторов Юго-Запада Сибири, живущих в Кемерово и Новокузнецке. Это – Константин Туев (род. 1974 г.) и Сергей Толстокулаков (род. 1955 г.). Оба автора – церковные регенты и, одновременно, практикующие композиторы, пишущие разножанровую музыку. В списке сочинений С. Толстокулакова, например, есть песни «Пожелание на Рождество», «Колокольный звон» и др., есть концертные хоры («Два хора в старинном стиле») и есть многочисленные «конфессиальные знаки» в циклических композициях – в кантатах «Тобольские песни», «Казачьи песни» 4.

Возвращаясь к началу этого разговора, хочется сказать, что наше постатеистическое время не только высветило множество направлений поисков современных композиторов, стремящихся передать в звуках свои религиозные переживания, свои размышления, навеянные евангельскими притчами, но уже обозначило достижения, ставшие вехами на этом пути. Сибирские композиторы были и остаются активными участниками этого процесса, а их духовные сочинения звучат на лучших концертных площадках страны и за рубежом, записываются на компакт-диски и становятся важной составляющей в интонационной среде нашего времени.

 

Примечания

Е. Зинкевич. Сакральные мотивы в современном творчестве композиторов Украины. В сб.: Жизнь религии в музыке / вып. 2, Северная звезда — СПб, 2006. — С. 124-132.

В. Пономарёв. Христианские смыслы небогослужебных сочинений сибирских композиторов последних десятилетий. В сб.: Композитор в современном мире — Красноярск, 2008. — С. 85-95.

Там же.

См.: Н. Медведева. Композитор Сергей Толстокулаков. В журн.: Музыка и время, № 6, 2011. — С. 34-38.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2014