АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

Г. Г. Козырева

Духовные хоры Евгения Чихачёва

© Г. Козырева, 2015

О духовной музыке, созданной сибирскими композиторами, сегодня написано множество статей и исследований. Изданы и описаны историками церковные песнопения композиторов прошлого и позапрошлого столетий, немало слов было сказано уже и о церковно-певческом творчестве современных авторов, живущих в сибирских городах. В самом деле, огромный регион Сибири, богатый талантами, стал родиной многих известных композиторов, чей вклад в российскую музыку XIX и ХХ веков заметен и неоспорим. Одновременно с этим, не забыты и те музыканты, для которых Сибирь стала второй родиной и чья деятельность оказала существенное влияние на формирование профессионально-музыкальных традиций региона. Не хочется повторять всё то, что уже говорилось и писалось на эту тему исследователями сибирской музыки 1, однако упомянуть об этом было необходимо, ибо те культурные процессы, которые сегодня протекают за Уралом, те достижения, которые сегодня обнаруживаются в профессиональной музыке Новосибирска, Красноярска, Томска, Иркутска и других сибирских городов, невозможно понять и объяснить без отсылок к богатому именами и событиями культурному прошлому этих мест.

В обширном списке имён ныне живущих музыкантов, принимавших активное участие в «сибирском хоровом кипении» 2 – так характеризуют сегодня музыкальные историки последнее десятилетие ушедшего века, – Евгений Чихачёв (род. 1965) заметная фигура. Хочется отметить два примечательных факта:

1) среди сочинений этого композитора нет светских хоров (несколько хоровых аранжировок музыки других авторов, сделанных им, вряд ли можно назвать исключением). Все хоры Е. Чихачёва написаны в жанрах духовной музыки на православные богослужебные тексты;

2) Чихачёв не только писал духовные хоры, но также принимал активное участие в редактировании и издании духовных сочинений других сибирских композиторов. В частности, он осуществил нотный набор и редакцию первого сборника серии «Церковные песнопения сибирских композиторов», посвящённого творчеству старых сибирских песнотворцев и помогал в подготовке к изданию следующих выпусков этой серии.

Всё это нельзя назвать случайностью. Такие факты свидетельствуют об определённой духовной направленности творческих устремлений музыканта.

Евгений Чихачёв

Евгений Чихачёв родился в городе Черногорске (республика Хакасия). Образование получал в Абаканском музыкальном училище и Красноярском государственном институте искусств, где его учителями по композиции в разные годы были профессор Проститов О. Л. и доцент Пономарёв В. В. Обладая редкими музыкальными способностями, Чихачёв уже в годы студенчества создал значительное количество инструментальных, и – что очень важно – вокальных сочинений, используя самые разные способы «расширения» тональности и организации звукового пространства на иных, отличных от тонального принципах. В их числе немало сочинений, получивших распространение, изданных и ставших репертуарными у многих исполнителей в России и за рубежом. Это – «Диптих» и «Пять пьес» для фортепиано, Три пьесы для скрипки соло, «Дуэт согласия» для скрипки и виолончели, «Композиция» для трубы и фортепиано, «Вокальный цикл на стихи Владислава Ходасевича», хоры и др.

Несколько слов хочется сказать о романсах и песнях Е. Чихачёва. В них с особой яркостью проявилась его способность свободно говорить на разных музыкальных языках, создавая оригинальные и яркие композиции. Так, в изысканных интонациях свободно-атонального «Вокального цикла на стихи Владислава Ходасевича», композитор сумел создать атмосферу психологического надлома, почти депрессивного состояния поэта-эмигранта, остро переживающего происходящее вокруг и внутри себя. В то же время, в «Двух романсах на стихи Алексея Козловского» (особенно во втором), написанных в традиционно-тональном решении, слышатся интонации и ритмы популярных песен. В «Двух стихотворениях Владимира Набокова» Чихачёв изощренно «загрязняет» тональность, иллюстрируя таким образом почти издевательский сарказм поэта, а в «Трех музстихотворениях В. Брюсова» применяет декламацию, полностью убирая вокал. В многочисленных песнях («Земля моя – Хакасия» стихи М. Кильчичакова, «Даль памяти» стихи А. Козловского, «Качели над рекой» стихи Н. Ерёмина и др.) автор нетривиально трактует традиции советской песенности 3. Можно было бы упомянуть и описать и другие вокальные опусы E. Чихачёва, сочинённые им на стихи А. Ахматовой, И. Сельвинского, А. Вознесенского и других поэтов но, думается, сказанного достаточно для того, чтобы понять, сколь важное значение имеют для Чихачёва-композитора вокал и вокальная интонация, воспроизведённая человеческим голосом.

Хоры (церковные песнопения) создавались Евгением Чихачёвым главным образом в 90-е годы. В начале наступившего столетия композитор написал меньше хоровых опусов, занимаясь редактированием и подготовкой к изданию уже написанных партитур. Трудно говорить о точном количестве его хоровых сочинений, поскольку некоторая их часть пребывает в эскизном виде и не обнародована. Три песнопения – «Взбранной воеводе», «Благослови душе моя Господа» и «Шестопсалмие» были опубликованы в сборнике «ЦПСК» вып. 2, полностью посвященном духовному творчеству современных сибирских авторов, два песнопения – «Достойно есть» и «Преблагословенна еси» – в сборнике «ЦПСК» вып. 3, объединяющем хоровое духовное творчество композиторов прошлого и ныне живущих. Три песнопения («Взбранной воеводе», «Благослови…», «Достойно есть») были перепечатаны в «Певческой хрестоматии» 4 и, наконец, в «Хрестоматии по вокальному ансамблю…», вышедшей в 2015 году было издано «Хвалите имя Господне» 5. Из неопубликованных хоров композитора автору этих строк довелось видеть «Свете тихий» и «Богородице Дево, радуйся» 6.

Церковные песнопения сибирских композиторов. Выпуск 3. Обложка

Несмотря на явную христианскую направленность творчества Евгения Чихачёва 7, он не считает себя настоящим церковным композитором, справедливо полагая, что для этого необходимо регулярно и часто бывать в храме.

Наибольшую известность из всех перечисленных хоров получило песнопение «Достойно есть» с трагической окраской музыки. Это замечательное концертное сочинение исполнялось многими коллективами, попало в программу компакт-диска «Церковные песнопения в Красноярске. К 2000-летию Рождества Христова», вышедшем в 1999 году, а также неоднократно было представлено за рубежом, в программах православных певческих фестивалей 8. В Красноярске это песнопение звучало в исполнении хора студентов Красноярской академии музыки и театра, а также вокального ансамбля Красноярской филармонии, который и осуществил запись этой партитуры на CD.

Знакомясь с хорами Чихачёва, можно заметить, что они вобрали в себя всё лучшее, что было наработано им в его вокальных сочинениях. Они стали концентратом интонационных и гармонических приёмов композитора и выявили зрелый авторский стиль, для которого стало характерным неожиданная трактовка, или показ в нестандартном контексте традиционного музыкального приёма или средства, а также изощрённая гармонизация.

В упомянутом «Достойно есть», написанном в соль миноре и выдержанном в спокойном характере движения и негромкой динамике, происходит постоянная смена гармонических функций с отклонениями, проходящими звуками и – в нескольких местах – альтерациями в доминантовых созвучиях. При этом, автор делает максимально плавное голосоведение, иногда соединяя разные аккорды через общий звук. В ритмической организации музыки Чихачёв применяет нехарактерный для церковных песнопений приём – неожиданное «снятие», обозначенное верхней запятой (приём И. Стравинского) и иногда приходящееся на слабую долю. Вкупе с постоянно меняющейся гармонией, функциональность которой в плавно текущем голосоведении оказывается «размытой», этот приём помогает создать впечатление молитвы, совершающейся после пережитой трагедии, за которой следовал бурный поток слёз. Молящийся успокаивается, обращаясь к Божьей Матери, но глаза его ещё затуманены слезами и очертания предметов неясны («размытость» гармонии), а само течение молитвы прерывается внезапно возникающими в неожиданных местах «всхлипами» («снятия», обозначенные запятыми):

Достойно есть яко во`истину

Блажити Тя Богородицу,

Присноблаженную и` Пренепорочную… и т. д.

Обращает внимание и использование в начале песнопения – на близком расстоянии – двух одинаковых каденций, в которых доминантовая гармония закрепляется вспомогательным терцквартаккордом второй ступени (с неаккордовым звуком) и звучит как окончание «с придыханием», словно иллюстрируя постоянное возвращение к одной мысли – о пережитом событии.

Заканчивается песнопение одноимённой тоникой – соль мажорным трезвучием, символизирующем умиротворение, наступившее после искренней молитвы, обращённой к Богородице.

«Достойно есть» Евгения Чихачёва производит очень сильное эмоциональное воздействие, являясь образцом «романтизированной» молитвы и представляя собой концертный опус, не предназначенный для использования в обиходе. Немало подобных песнопений было создано в своё время русскими композиторами начала ХХ века – А. Архангельским, П. Чесноковым и др. В некотором смысле, песнопение Чихачёва продолжает эту линию.

В подобном ключе – как концертное – решено и другое песнопение Евгения Чихачёва – Кондак Благовещания «Взбранной воеводе». Оно воплощает другой эмоциональный «полюс» – молитвенное ликование. Песнопение написано в ярком ля бемоль мажоре с добавлением «лидийской краски» – периодически возникающем звуком ре бекар. Оно более иллюстративно, нежели «Достойно есть» и некоторые его эпизоды прямо следуют за словесным текстом молитвы. Так, во фрагменте «От всяких нас бед свободи, да зовем Ти…» композитор делает развёрнутое отклонение в тональность минорной субдоминанты, после чего, на словах «Радуйся, Невесто Неневестная» – ярко и утверждающе вновь звучит ля бемоль мажор, «подсвеченный» лидийским ре бекаром (реприза музыкальной формы).

К этой группе – концертных хоровых композиций на тексты православных молитв – могут быть отнесены также упомянутые «Свете тихий» и «Богородице Дево». К другой группе относятся песнопения Чихачёва вошедшие в обиход и звучащие в храме на богослужении. Это «Преблагословенна еси», «Благослови душе моя» и «Хвалите имя Господне». Обращает на себя внимание тот факт, что стилистически они мало отличаются от песнопений, рассмотренных выше. В этих хорах, вероятно, сказался опыт знакомства композитора с церковно-певческим материалом богослужебного репертуара и собственного творчества в этой жанровой сфере. Интонационность, гармония и форма построения этих песнопений столь же изыскана и нестандартна, однако само использование композиционных элементов, их расстановка и трактовка в большей мере отсылают к образцам церковных хоров, звучащих сегодня в храме. По этой причине названные хоры оказались пригодными для использования в обиходе.

Любопытно появление в этом списке песнопения «Преблагословенна еси». В анналах авторских церковных композиций, песнопения на этот текст довольно редки. Из наиболее известных вспоминаются, пожалуй, лишь хоры А. Алябьева и А. Архангельского. Причина этого – в канонической традиции исполнения этой молитвы в простой куплетной форме на напев второго церковного гласа (так же, как, например, исполнения тропарей «Ангельский собор» – всегда на напев пятого гласа). Поэтому, во многих авторских «Всенощных», созданных русскими церковными композиторами, мы этого песнопения не найдём. Можно предположить, что написать авторскую музыку к этой молитве Чихачёву предложил его коллега-композитор и, одновременно, церковный регент Владимир Пономарёв, имеющий благословение на исполнение в храме музыки современных авторов.

При написании «Преблагословенна еси», Евгений Чихачёв как всегда нашёл нестандартное решение. Распевая фразы молитвы читком и используя очень простые гармонии, что вполне соответствовало обиходным нормам (это песнопение должно пропеваться быстро, чтобы в этой части службы не затягивать ритм богослужения), Чихачёв сумел драматургически выстроить форму, обозначив кульминационную точку и приведя к ней развитие.

«Благослови душе моя», написанное в мягком ля мажоре, построено на чередовании фраз, звучащих условно тихо, в трёх партиях хора – у альтов, теноров и басов, и условно громко – в полном хоре (авторские указания динамики отсутствуют). Таким образом, композитор как бы выявляет потенциальную «вопросо-ответность» текста молитвы:

Благослови душе моя Господа

Благословен еси Господи.

Благослови душе моя Господа,

И вся внутренняя моя имя святое Его…

Обращает внимание начальная фраза этого хора, становящаяся тематической. В ней ритмически обыгрывается гармонический оборот, состоящий из двух аккордов – тоники и вспомогательного терцквартаккорда вводной двойной доминанты. Этот оборот, не раз встречавшийся в песнопениях русских церковных композиторов XIX века (в частности, у Ф. Иванова) и несколько раз повторяющийся в партитуре Чихачёва, сразу встраивает восприятие музыки в контекст церковной традиции, делая песнопение (при всех «чихачёвских» гармонических вольностях, звучащих далее) понятным и привычным уху прихожанина храма. Также по-новому Чихачёв трактует в этом хоре и традицию ритмического пропевания «по слову», когда музыкальная фраза организуется не метром и тактовой чертой, а формой словесной фразы. Если русские церковные композиторы прошлого в таком случае просто убирали тактовую черту, то Чихачёв обозначает такты пунктиром (в тех местах, где ему нужна условная сильная доля), а сам ритм изысканно ломает, подчиняя музыкальное движение смене ударений в словах. Такая «игра» с традицией с одной стороны облегчает восприятие этой музыки как церковного песнопения, встроенного в контекст богослужебного обихода, с другой же стороны – заставляет песнопение звучать свежо и нестандартно.

Очень красиво «Хвалите имя Господне» Евгения Чихачёва. Хочется отметить, что композитор в данном случае не стал писать «ликующую» музыку, как это было в «Благослови…» и «Взбранной воеводе» 9, несмотря на то, что такое решение «лежало на поверхности». В структуре Всенощного бдения место «Хвалите имя Господне» является самой торжественной точкой и называется «полиелей», что означет «много масла» – в это время в древней церкви зажигались все масляные светильники, а священнослужители торжественно совершали великий вход.

Песнопение Чихачёва, написанное в до мажоре, проникнуто внутренней радостью, не имеющей эффектных внешних проявлений, как это было, например, во «Взбранной воеводе». В компоновке песнопения проявилась одна из старых традиций, установленных русскими композиторами – традиция создания куплетной формы на две темы (А, А1, Б, Б1) с одним материалом в припеве «Аллилуйя». Большинство песнопений на этот текст в XIX веке писалось именно так – такую форму провоцировал сам текст. Припев в своей композиции Чихачёв написал в ля миноре, включая его после первого и второго куплетов как новую краску, а в третьем и четвёртом – осуществляя к нему модуляцию (музыка третьего и четвёртого куплетов заканчивается на доминанте к ля минору). Имея собственную мелодическую тему, припев постоянно обновляется, благодаря проведению темы поочерёдно во всех хоровых партиях. Такой способ фактурного варьирования Чихачёв наверняка «подсмотрел» у М. Алтабасова – сибирского церковного композитора начала ХХ века, чьи песнопения ему довелось редактировать при подготовке к изданию первого сборника серии «ЦПСК». Именно так варьировался припев «Аллилуйя» в песнопении «Блажен муж» М. Алтабасова. В подобном решении можно усмотреть связь с традициями старого сибирского церковного пения.

Хочется обратить внимание на заключительные такты этого хора (на окончание четвертого припева «Аллилуйя»). Как уже говорилось, в ля минорном припеве хора использован один материал (одна тема), а завершается припев утверждающей тоникой. Однако в конце последнего припева, минорная тоника неожиданно заменяется на аккорд одноимённого ля мажора. При этом звук до диез, обозначающий эту замену, впервые появляется еще в конце предыдущего такта, в партии теноров. Такой «баховский» приём ладового предвосхищения необычайно расцвечивает партитуру, оказываясь вполне уместной иллюстрацией яркой палитры множества вспыхнувших в храме светильников. С другой стороны, он протягивает ниточку к иной христианской традиции, самым ярким представителем которой был И. С. Бах…

Яркие, выразительные и просто очень красивые духовные хоры Евгения Чихачёва, звучащие и в храме за богослужением, и на концертной эстраде, без сомнения можно отнести к числу лучших образцов современной сибирской хоровой музыки. Переплетая традиции разных эпох и стилей, композитор вместе с тем сумел создать ярко индивидуальные хоровые композиции, демонстрирующие новый взгляд на духовную музыку – богослужебную и концертную и, в некотором смысле, наметить новые подходы в её создании. Отмечая в текущем году своё пятидесятилетие, композитор пребывает в расцвете творческих сил, и все мы ждём от него новых творческих достижений.

 

Литература

 

1. Калигойда Е. В. О некоторых подходах к изучению церковно-певческой культуры региона. // Макарьевские чтения: материалы четвёртой международной конференции. — Горно-Алтайск: Изд-во РИО ГАГУ, 2005. — Сс. 276-278.

2. Калигойда Е. В. Диалог культур как методологический конструкт изучения церковных песнопений сибирских композиторов. // Вестник Томского государственного университета, 2007, № 305. — Сс. 55-57.

3. Левашов Е. М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова: 1825-1917. // Нотография. — М., 1994.

4. Пономарёв В. В. Боголюбивые песнотворцы сибирской земли. // Журнал Красноярско-Енисейской епархии, № 1, Красноярск, 2000. — Сс. 80-83.

5. Пономарёв В. В. Распев и партес: Рассуждения композитора и регента. // Журнал Красноярско-Енисейской епархии, № 3, Красноярск, 2002. — Cс. 81-83.

6. Пономарёв В. В. От редактора-составителя / Вступительн. статья // Церковные песнопения сибирских композиторов / вып. 1. — Красноярск, 1999. — Сс. 3-9.

7. Пономарёв В. В. Церковные регенты, хоровые дирижеры и хоры Красноярска. // Рождественские чтения в Красноярске / сб. статей. — Красноярск: Православный фонд, 2006. — Сс. 221-233.

8. Пономарёв В. В. Православное богослужебное пение в храмах Сибири. // Жизнь религии в музыке / сб. статей. — Санкт-Петербург, 2007. — Сс. 178-193.

9. Пономарёва Г. В. Вступительная статья // Церковные песнопения сибирских композиторов / вып. 2. — Красноярск, 2001. — Сс. 3-7.

10. Пономарёва Г. В. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь (пс. 97,1): Очерк российского церковно-певческого творчества последних десятилетий. // Журнал Красноярско-Енисейской епархии № 2, Красноярск, 2002. — Сс. 61-65.

11. Туев К. В. От редактора-составителя. / Вступительн. статья // Церковные песнопения сибирских композиторов / вып. 3. — Красноярск, 2002. — Сс. 3-10.

12. Туев К. В. Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса. // Журнал Красноярско-Енисейской епархии № 3. — Красноярск, 2002. — Сс. 74-80.

13. Урванцева О. А. Духовная музыка композиторов сибирского региона. // Омский научный вестник. — Омск, 2001.

 

Примечания

См. список литературы.

Выражение В. Пономарёва.

Записи вокальных сочинений Евгения Чихачёва размещены на его персональной странице интернет-архива Classic-online.ru. Песни изданы в сборнике «Антология красноярской песни», Красноярск, 1997.

Певческая хрестоматия: Многоголосное сольфеджио на материале православных церковных песнопений. / Сост. В. Пономарёв — Красноярск, 2006.

Хрестоматия по вокальному ансамблю на материале музыки сибирских композиторов. / Сост. С. Одереева — Красноярск, 2015.

Записи почти всех изданных хоров композитора в исполнении различных коллективов также размещены в интернет-архиве Classic-online.ru.

Она ощущается и в инструментальных опусах композитора. Самым «очевидным» сочинением в этом ряду является цикл «Пять пьес для фортепиано». В первой из них использован символ креста, а весь цикл исполнявшими его пианистами неофициально назван «Голгофа».

В частности, на фестивале православной музыки в г. Поморие (Болгария) в 2007 году в исполнении хорового ансамбля «Не ждали» (г. Мурманск), худ. рук. Ольга Токмакова.

Авторское указание характера исполнения «Благослови…» – «Ликуя».

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2015