АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

Л. А. ИЛЯСОВА

ДУХОВНАЯ ТЕМАТИКА В ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ КРАСНОЯРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛОВ АЛЕКСАНДРА МИХАЛЁВА

© Л. Илясова, 2014

Духовность... Что это такое? В нашем веке всеобщего потребления и вседозволенности мы порой забываем о духовной стороне жизни. Тем не менее, по словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «...самая важная и глубокая психическая деятельность происходит за пределами нашего сознания и никогда не прекращается» 1. В. Ф. Войно-Ясенецкий в своей книге «Дух, душа и тело» доказывает реальное существование не только тела, но и духа, души. В повседневной жизни и деятельности это не всегда бывает очевидным для всех нас. К счастью, есть область человеческой деятельности, которая невозможна без духовности и которая духовна по самой своей сути. Это искусство и, прежде всего - музыка.

Именно музыка испокон веков была тесно связана с духовной сущностью человека, с верой в Бога. Огромное количество музыкальных произведений композиторов всех эпох было написано на тексты Священного писания. В их числе могут быть названы и кантатно-ораториальные композиции, посвященные земной жизни и страданиям Спасителя на кресте, в которых главным выразителем содержания было слово, исполняемое хором, и сочинения смешанных жанров, и многочисленные образцы инструментальной музыки, в основу которых были положены библейские и евангельские сюжеты...

Нельзя не сказать и о разных формах богослужебной музыки, исполняемой в момент совершения Литургии. Именно она стала связующим звеном, благодаря которому сохранялась связь духовно-музыкальной традиции во времена гонений на Церковь. Возвращение и возрождение форм традиционной церковной жизни в постатеистической России стало толчком для творчества многих современных композиторов, пожелавших отобразить в музыкальных произведениях свои религиозные переживания.

Немало таких композиторов живёт и работает в Красноярске. В основном, сочинения с духовной тематикой в их творчестве обнаруживаются в богослужебных, т. е. хоровых жанрах церковного пения, сочинениями в которых они продолжают лучшие национальные духовно-музыкальные традиции. Можно назвать Ф. Веселкова, В. Пономарёва, А. Михеля, Е. Чихачёва, Д. Васяновича, А. Яковлева и некоторых других авторов. Однако, в числе образцов духовной музыки, созданной в Красноярске, есть и вокальные произведения, написанные этими и другими композиторами. О них пойдёт речь в данной статье.

Духовных сочинений с жанровыми параметрами «голос-фортепиано» красноярцами написано немного, но в среди них есть весьма интересные работы. Написали такую музыку О. Проститов, А. Михель, В. Пономарёв и А. Михалёв. Если для Пономарёва и Михеля (оба - лауреаты Всероссийского конкурса композиторов - создателей хоровой духовной музыки) духовная тематика не нова, и их вокальные опусы во многом продолжают линию их хоровых полотен - богослужебных циклов, «духовных концертов» и др., то у Олега Проститова такое сочинение единично и появилось впервые. Для А. Михалёва же, духовная тема стала преобладающей в творчестве.

В «Православном триптихе» Олега Проститова (род. 1955), ныне живущего в г. Краснодаре, написанном для баритона и фортепиано на стихи И. Кандыбаева переданы мысли, чувства и переживания человека, воспринимающего этот мир через призму православной догматики. Человек у Кандыбаева и Проститова постоянно ощущает присутствие Бога в этом мире, божественная гармония которого нарушается лишь несовершенством самого человека. Это сочинение отражает духовный поиск нашего современника, находящегося в этом мире за стенами храма.

Иначе воплощена духовная тематика у церковного композитора Артура Михеля (род. 1982). В своем «Христос воскресе» для сопрано, баритона и органа, Михель создал концертную трактовку канонической молитвы, не предназначенную для исполнения за богослужением. В ней воплощен другой взгляд и другой подход к духовной тематике в вокальной композиции. В подобном ключе было сделано еще одно «Христос воскресе» - Владимиром Пономарёвым (род. 1960). Для Пасхального фестиваля 2005 года, Пономарёв аранжировал известное духовное сочинение на текст названной молитвы, написанное русским композитором рубежа XIX-XX веков П. Гребенщиковым.

Это красивейшее песнопение в оригинале было сочинено для сопрано соло в сопровождении хора и в таком виде оно исполняется за богослужением. Пономарёв сделал оркестровку этого хора для большого симфонического оркестра, добавив инструментальное вступление и проигрыш между куплетами. «Христос воскресе» П. Гребенщикова в трактовке Пономарёва было с успехом исполнено на торжественном концерте открытия фестиваля.

Среди множества романсов, написанных В.Пономарёвым для разных голосов, можно выделить целую серию вокальных миниатюр, в которых – прямо или косвенно – представлена духовная тематика. Наиболее отчётливо это видно в романсах из «Вокальной сюиты на стихи сибирских поэтов». В частности, в трёх из них – в «Я хочу…» на стихи В. Пчёлкина, в романсе «Безвозвратное солнце моё» на стихи В. Евграфова и в романсе, который называется «Молитва».

В «Безвозвратном солнце» есть, как это иногда называют, «конфессиальные знаки», навеянные самими стихами. Например, слышна имитация погребального церковного пения (на словах «…у границ белой памяти ждет обретение чувственных знаний»). В «Я хочу…» ощущается отстранённый взгляд человека, зашедшего в храм (на словах «Я хочу никому не мешать, никого ничему не учить, проходить осторожно дыша мимо чьей-то молельной свечи»). Сама же «температура» музыки романсов, резко меняющаяся от спокойной холодности до экстатического кипения, далека от традиционно понимаемой молитвенности. Это, скорее, отражение напряженности и неоднозначности духовных исканий современного человека…

Иначе решён романс «Молитва» на стихи В. Бездуганова. Выдержанный в едином спокойном движении и в одной умеренной динамике (за исключением короткой кульминации), романс отражает состояние сосредоточенной молитвы, и для создания такого настроения композитор использовал прием непрерывного движения восьмыми в фактуре аккомпанемента. Переходя из голоса в голос, из регистра в регистр, это движение погружает нас в заданное настроение, в атмосферу углубленной храмовой молитвы («Спаси нас, Господи, в минуты долгих странствий по лабиринтам наших вечных драм. Прости нас, Господи! Не дай душе напрасно растратить свет, с рожденья данный нам»).

О вокальных сочинениях А. Михалёва поговорим более подробно, поскольку, во-первых, этот композитор, обладающий прекрасным природным голосом (баритоном) пишет много вокальных сочинений, звучащих в его авторском исполнении, а во-вторых потому, что – как уже было сказано – духовная тематика в его музыке преобладает.

Александр Михалёв (род. 1983) – выпускник теоретико-композиторского факультета Красноярской академии музыки и театра, ученик О. Проститова. Имеет региональные и общероссийские знаки отличия как композитор. Автор сочинений в разных жанрах академической музыки, в частности, кантаты «Псалмы Давида», симфонической картины «Преображение» и ряда вокальных циклов, часто звучащих в Красноярске и других городах в авторском исполнении. Помимо преподавания в Красноярской академии музыки, А. Михалев работает солистом в Театре оперы и балета.

Три из четырёх, созданных к настоящему времени, циклов романсов, написаны Михалёвым на духовную поэзию. Это Вокальный цикл на стихи Д. Мережковского, Два романса на стихи М. Царикова и Два монолога из кантаты «Псалмы Давида», существующие отдельным минициклом в сопровождении фортепиано. Цикл на стихи Д. Мережковского состоит из трёх романсов: «Нива», «Дорога», «Благодарение». Толчком к написанию названных романсов, по словам автора, стало знакомство с романсами С. Рахманинова на стихи этого поэта. Другой причиной стал тот факт, что духовная поэзия Д. Мережковского была почти неизвестна в России вплоть до 90-х годов ушедшего века.

Высокий духовный заряд и философская наполненность поэзии Мережковского не могли не привлечь внимания глубоко верующего музыканта, каковым является А. Михалёв. В музыкальных интерпретациях избранных стихотворений, оснащенный всеми средствами современной композиторской техники А. Михалёв, однако, использует очень демократичный язык с ясной тональной основой, развернутой вокальной партией, выпукло преподносящей каждое слово. В фигурах аккомпанемента, создающих мощное многозвучное звуковое полотно и в самом дыхании музыки романсов Михалёва ощущается влияние С. Рахманинова, что – в данном случае – можно высказать как комплимент автору, как демонстрацию хорошего его вкуса в вокальном сочинении. Так, например, вспоминаются рахманиновские романсы «Христос воскрес!» и «Пощады я молю».

Три романса А. Михалёва – это три разных вокально-инструментальных картины, воплощающих разные взгляды на Бога, человека и бытие… В «Ниве» представлен лирический взгляд, в «Дороге» - философское раздумье, в «Благодарении» - благодарность Творцу за все ниспосланные Им дары. При внимательном прослушивании, можно обнаружить тесное интонационное родство всех трёх романсов, являющихся вокальным циклом не только по общности автора слов, но и отражающих единую духовную идею. Такая интонационная близость - не случайна и не удивительна. Думается, в данном случае иначе и быть не могло…

Два романса на стихи М. Царикова решены композитором в схожем ключе. Отличие их от вышеописанных романсов лишь в том, что использование стихов современного автора со знакомым тезаурусом и близкой образностью, спровоцировало применение более разнообразных фигур аккомпанемента и более изощренной интонационности в вокальной партии. Вместе с тем, форма романсов и их настроение в сильной степени оказались продолжением музыки цикла на стихи Мережковского.

Кантата «Псалмы Давида» была написана в 2006 году и является дипломной работой А. Михалёва. Она состоит из пяти частей. В ней хоровые номера чередуются с монологами баритона. Содержательную линию, выстроенную композитором, можно обозначить следующим образом. В хоровых эпизодах народ восхваляет Бога и взывает к нему как к Творцу и Владыке (использован пс. 66), а в монологах солиста находят отклик чувства человека, оставшегося один на один с этим странным миром и просящего у Бога защиты и заступления.

Оба монолога написаны на фрагменты 21 псалма, но по характеру они очень разные. Первый монолог («Боже, Боже, для чего Ты меня оставил!..» имеет большое фортепианное вступление. В нем остинато на звуке си бемоль дополняется ориентальными всплесками пассажей, напоминающих еврейскую музыку, как бы звучащую в исполнении ансамбля национальных инструментов. Становясь лейтмотивами, оба эти элемента проходят через весь первый монолог. Постоянное возвращение к предыдущему звучит как знак безысходности у человека, стремящегося вырваться из круга проблем и просящего Бога помочь в этом.

Аналогичным образом построена и вокальная партия, также содержащая два элемента. Основную выразительную роль в этом монологе играет партия фортепиано, создающего трагический фон повествования, на котором – в партии солиста – воплощено стремление к добру и свету, к преодолению всех напастей…

Второй монолог продолжает тему первого, но в ином ключе. Основные тематические элементы монолога аналогичны – слышится и остинато, и ориентальные интонации (сохраняется даже тактовый размер – 3/2), но смысловые доминанты иные. В партии солиста (в тексте псалма) наблюдается смена состояний: от описания и перечисления чувствуется переход к действенности. Молящийся и взывает к Богу о помощи, и словно вступает с Ним в диалог, обещая верность и преданность – свою и своего потомства.

Роль фортепиано (его место в звуковом объёме) здесь гораздо меньшая, но более активная. Если в первом монологе у солиста и аккомпанирующего инструмента были четко обозначенные амплуа, то во втором солист и рояль вступают в диалог, а аккомпанирующая партия развиваясь меняется. Такое музыкальное решение вне сомнений требует от исполнителей большого взаимопонимания.

Хотелось бы отметить особенность фактуры аккомпанемента в обоих монологах. Она чрезвычайно насыщена и нередко оказывается записанной на трех нотных строках. Есть основание полагать, что автор – при «сворачивании» партитуры в условный клавир – предполагал возможность использования органа в качестве аккомпанирующего инструмента. Сочинения с такими жанровыми параметрами также имеют свою традицию. Можно вспомнить, например, духовные песни М. Регера для голоса в сопровождении фортепиано, или органа…

Написанные через сто лет после романсов Рахманинова на стихи Мережковского, романсы Александра Михалёва на стихи того же поэта, как и его монологи на ветхозаветные тексты, встраиваются в русскую духовно-музыкальную традицию, воплощенную в лучших сочинениях композиторов-классиков. Вместе с тем, оставаясь в русле этой традиции, молодой автор переосмысливает её, подчиняя своему индивидуальному слышанию.

Испытывая творческий расцвет, молодой красноярский композитор Александр Михалёв является сегодня в красноярской вокальной музыке пожалуй самым последовательным создателем духовной лирики. Будем ждать от него новых сочинений, новых творческих удач.

В завершении хочется сказать, что появление у современных композиторов вокальных сочинений с духовной тематикой совсем не случайно, оно отражает тенденцию поиска духовного смысла, характеризующее художественное творчество наших дней. В статье «Христианские смыслы небогослужебных сочинений сибирских композиторов последних десятилетий», композитор и музыковед В. Пономарёв пишет: «Обращение к христианским мотивам, насыщение сочинений христианскими смыслами, стало сегодня потребностью времени. В какой мере это понимает каждый композитор – вопрос его индивидуального духовного пути, но очень хочется, чтобы каждый творец, живущий в стране традиционной христианской культуры отдавал себе отчёт в том, что и как он создаёт…» 2.

 

Примечания

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, 2006. — С. 108.

В. Пономарёв. Христианские смыслы небогослужебных сочинений сибирских композиторов последних десятилетий. В сб.: Композитор в современном мире — Красноярск, 2008. — С. 95.

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2014