АМС |
ТИТУЛ | КАРТА САЙТА | СТАТЬИ | НАШИ ФАЙЛЫ | СПРАВКИ |
© Л. Илясова, 2012
Тема данной статьи не нова, творчество современных (в частности, красноярских композиторов) интересует меня давно. Исследуемые прежде вокальные циклы В. Пономарева, И. Юдина, О. Проститова, написанные в конце ХХ века, уже достаточно известны в Красноярске, как исполнителям, так и слушателям. Но вокальный цикл как жанр оказался настолько устойчивым, неподвластным времени, что появление всё новых и новых циклов совершенно закономерно. Целью предлагаемой работы является знакомство с некоторыми авторами и их вокальными циклами, малоизвестными в Красноярске, редко звучащими или не звучащими совсем.
Кроме композиторов, давно работающих в жанре вокального цикла, появилось поколение профессиональных композиторов, сравнительно недавно закончивших композиторское отделение консерватории и активно творящих в разных жанрах. Вокальная музыка, (в частности, циклы) стала отправной точкой их творческих поисков и совершенствования стиля. Назовём имена красноярца Э. Маркаича и новосибирца И. Александрова, обучавшихся в КГАМиТ В. Лукашевичуса, К. Туева, А. Михалёва, С. Пучинина, тувинки У. Хомушку. Каждый из названных композиторов обладает своим почерком, определенными пристрастиями в мире поэзии, талантом и яркой индивидуальностью.
Новосибирский композитор Илья Александров родился в 1965 году в городе Бийске, закончил Новосибирскую консерваторию. В настоящий момент живет в Новосибирске, работает в музыкальной школе при консерватории. Им написаны пять сонат для фортепиано, фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный концерт, детская опера «Чиполлино». Но мне хотелось бы познакомить вас с его вокальным циклом на стихи Сафо, который является частью триптиха, состоящего, в свою очередь, из трёх вокальных циклов.
Цикл на стихи Сафо включает в себя четыре романса: «Гимн Афродите», «Пестро шитая шапочка», «Жребий», «Агапе». Романсы очень разнообразны как по содержанию, так и по форме, но есть в них и общие черты: частая смена размера, движение мелодии по большим и малым секундам, либо «топтание» на одной ноте (что приближает её к оперным речитативам). Чрезвычайно развитая партия фортепиано становится порой важнее вокальной (в частности, в третьем романсе). Во втором ведущей является вокальная партия, а в первом композитор показал равновесную фактуру. Кое-где в цикле чувствуется стилизация далекой эпохи – подражание звучанию то цитры, то лютни, своеобразное «ладовое мерцание».
Эдуард Маркаич (1961-2012) родился в городе Тайшет, закончил КГАМиТ как пианист, затем Новосибирскую консерваторию как композитор (класс Ю. Шибанова). Маркаичем написано довольно много инструментальной музыки: циклы пьес для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, два струнных концерта, а также хоры на стихи А. Пушкина. В данной статье представлен его вокальный цикл на стихи М. Цветаевой для высокого голоса. Он состоит из четырёх романсов: «Горькая кисть», «Идешь, на меня похожий», «Ночь», «Рассвет на рельсах». Совсем недавно его с успехом исполнила С. Бедринец, преподаватель кафедры сольного пения КГАМиТ (партия фортепиано – В. Кусакина). Как большинство вокальных сочинений современных авторов, цикл Маркаича очень непрост как в вокальном, так и в образном отношении. В нём проявлена инструментальная природа мышления композитора: фортепианная партия весьма сложна и самостоятельна по отношению к голосу, вокальная партия также носит инструментальный характер. В ней есть ходы на весьма неудобные интервалы, напряженная тесситура (третий номер), но это не противоречит поэзии Цветаевой, также далеко не «гладкой», помогая достичь нужной глубины и ёмкости музыкально-поэтических образов.
Вокальная музыка Вячеслава Лукашевичуса весьма интересна и разнообразна. Он родился в 1963 году, учился в Академии музыки и театра на кафедре истории и теории музыки. Одновременно занимался по композиции у О. Меремкулова. Сейчас он живёт и работает в городе Саяногорске. В. Лукашевичус – автор цикла инвенций для фортепиано «Кривых зеркал осколки», сочинений для баяна, хоровой музыки, а также музыки для различных составов с фортепиано. Надо отметить, что свою вокальную музыку Лукашевичус не объединяет в циклы, он является создателем миниатюрных вокальных форм. Но они так ярки, необычны по тематике, наполнены таким юмором или иронией, что обойти их невозможно. Все романсы написаны для тенора и очень интересны в тесситурном отношении: так в некоторых, психологически важных эпизодах автор использует предельно низкий, напряжённый регистр. Примером могут служить две современные элегии на стихи Г. Державина: «Пчёлка» и «Разлука». Другая грань дарования композитора – сатирическая миниатюра на стихи В. Набокова «Нумер» и особенно политически-трагическая сатира на стихи Ю. Шпилевого «Dies illa», где уже первая фраза говорит о многом: «Берия копал себе могилу…» Скупыми средствами Лукашевичус нарисовал страшную картину преступления и возмездия. Уже из этого обзора становится ясно, что, невзирая на кажущуюся простоту, произведения композитора представляют определённую сложность для исполнителей.
Александр Михалёв родился в 1983 году, закончил КГАМиТ по композиции у О. Проститова, до этого учился на хоровом отделении училища искусств. Член Союза композиторов России, автор кантаты «Псалмы Давида», сонаты для скрипки и фортепиано, симфонической картины «Преображение» и, конечно, вокальных циклов. Обладая от природы прекрасным баритоном, вокальную музыку пишет именно для этого голоса. Его сочинения всегда отличает яркий мелодизм вокальной партии, а насыщенная фортепианная партия и эмоциональная открытость помогают рельефной прорисовке образа. Вместе с тем, простыми его вокальные произведения не назовёшь, в них есть глубинный смысл, не лежащий на поверхности, и раскрыть его непросто.
К числу наиболее интересных можно отнести два вокальных цикла: «Шесть романсов на стихи С. Есенина» и «Три романса на стихи Д. Мережковского». Романсы в обоих циклах расположены по единому принципу. Если в цикле на стихи Есенина они объединены отношением поэта к родной природе, любовью и болью за русскую землю, то в цикле на стихи Мережковского – чувствами и мыслями городского человека, интеллигента начала ХХ века. Оба цикла завершаются своеобразными гимнами: в цикле на стихи Есенина это романс «О, верю, верю, счастье есть», а в цикле на стихи Мережковского – романс «Благодарение». Будучи солистом Красноярского театра оперы и балета, а также краевой филармонии, А. Михалёв ведёт большую концертную работу, пропагандируя, в том числе, и современную музыку.
Нельзя обойти вниманием и вокальную музыку Евгения Чихачёва. Он родился в 1965 году в Хакасии, учился в Академии музыки и театра как теоретик и композитор, композицией занимался у О. Меремкулова, В. Пономарёва и О. Проститова. Кроме вокальной музыки, Чихачёвым написаны несколько фортепианных циклов, Диптих для фортепиано, сочинения для струнного оркестра, духовные хоры. Среди его вокальных произведений – четыре небольших вокальных цикла и отдельные романсы. Находясь в рамках традиций, Чихачёв называет романсы «стихотворениями»: «Два стихотворения А. Вознесенского» для тенора и фортепиано, «Два стихотворения В. Набокова», «Три стихотворения В. Ходасевича», «Три музстихотворения В. Брюсова» (название, придуманное автором). Вышеназванные циклы неоднозначны по музыкальному материалу, сложны для обоих исполнителей, впрочем, автор следует за поэзией, только осваиваемой композиторами (Набоков, Ходасевич). В цикле на стихи В. Брюсова вокальной строчки нет совсем, её заменяет стихотворная строка – «музстихотворение», а всю музыкальную функцию берёт на себя фортепиано.
Несомненный интерес представляет вокальная музыка двух выпускников Красноярской Академии музыки и театра – Константина Туева и тувинки Ураны Хомушку. Константин Туев родился в 1974 году в Кемерово, где живёт и работает в настоящее время. В Академии учился композиции у О. Проститова. Среди его произведений – две хоровые кантаты, концерт для трубы и струнного оркестра, инструментальные сочинения, духовные хоры. Вокальная музыка Туева представлена двумя небольшими циклами для баритона и фортепиано: «Осколки» на пять четверостиший Ральфа Парве и «Два романса на стихи Е. Винокурова». Последний цикл очень интересен в жанровом отношении. Первый романс — «Когда уходит женщина» — романтически взволнованный монолог героя, второй — «Единичность» — совершенно иной. Это саркастическое скерцо, насмешка поэта над самим собой, этакий современный «титулярный советник». Цикл на стихи Парве – попытка в малом осмыслить большое: величие и предназначение поэзии, цель собственной жизни и жизни своего народа. Автор в этих лаконичных зарисовках сумел раскрыть силу и красоту голоса в абсолютной связи с фортепиано. В своих вокальных сочинениях Туев явно продолжает традиции вокальной музыки русских композиторов.
Совершенно иной мир – в вокальном цикле на стихи поэтов Древнего Китая Ураны Хомушку для баритона и фортепиано. В цикле четыре романса: «Путник» (стихи Цао Чжи), «Ночной крик ворона» (стихи Ли Бо), «Мэйхуа» (стихи Вань Ань-Ши), «У окна» (стихи Су Ши). Четыре романса – четыре напряжённых, сосредоточенно-медленных монолога (темп везде – Moderato). Цикл Хомушку – очень талантливая и смелая попытка средствами профессиональной музыки воплотить тувинский национальный мелос в соединении с философской поэзией древнекитайских поэтов. Кульминационным является второй романс «Ночной крик ворона» – трагическая фреска о нелегкой жизни бедняков. «Крики» ворона и мрачный органный пункт в басу у фортепиано обрамляют тоскливый рассказ певца-вокалиста. Произведение У. Хомушку – несомненный и очень весомый вклад в современную вокальную литературу.
Урана Хомушку родилась в 1978 году в Тыве. Окончила музыкальное училище как музыковед, а затем КГАМиТ как композитор в классе О. Проститова. В настоящий момент работает в колледже искусств города Кызыла. Ею написаны: соната для флейты и фортепиано, духовой квинтет, различные сочинения для детей, первая национальная опера и национальный балет (коллективный труд авторов).
Валерий Риммер родился в 1966 году, красноярский композитор. В КГАМиТ учился как теоретик и композиции у О. Проститова. Риммер – автор камерных и фортепианных сочинений, а также нескольких вокальных циклов на стихи С. Чёрного, Н. Клюева, С. Есенина.
Несколько слов о цикле на стихи Э. Верхарна в переводах В. Брюсова. Цикл состоит из трёх романсов: «Часы», «Декабрь», «Не знаю, где». Мрачные стихи Верхарна, рисующие картины унылых северных просторов находят отражение и в музыке – величаво-холодной и философски-возвышенной. Наиболее интересен первый романс «Часы» – фантасмагория ночных видений, где тиканье часов неожиданно превращается в погребальный звон, часы одушевляются, оживают. Композитор ставит себе весьма сложную задачу: он не ограничивается звукоизобразительностью, он расширяет смысл стихов, вводя диссонансы, полифонические наслоения внутри фортепианной партии и в сочетании фортепиано и голоса. Безусловно, это усложняет задачу исполнителей и слушателей.
Современные профессиональные сибирские композиторы очень активно работают в сфере вокальной музыки. Мне хотелось познакомить читателей с новыми именами композиторов, предпринимающих попытки переосмыслить жанр вокального цикла, включая поэзию, ранее не звучащую в вокальной музыке, реинтерпретируя национальные традиции с использованием при этом всего арсенала средств композиторского мастерства ХХ и XXI веков.
© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2011-2012