АМС |
ТИТУЛ | КАРТА САЙТА | СТАТЬИ | НАШИ ФАЙЛЫ | СПРАВКИ |
© В. Бойко, 2012
Фортепианный дуэт является одним из тех жанров современного музыкально-исполнительского искусства, который в процессе эволюции претерпел значительные изменения – как в содержании, так и в сфере музыкально-выразительных средств данного вида ансамблевого исполнительства. Это связано с поисками композиторов в области новых тембров, новой организации звукового пространства.
Обращение красноярских авторов к жанру фортепианного дуэта связано ещё и с формированием фортепианной дуэтной школы исполнительства в Красноярске. Композиторов привлекают различные виды фортепианного дуэта. Так, И. Юдин предполагает исполнение своей сюиты на одном фортепиано в 4 руки («Сюита для фортепиано в 4 руки»), В. Пономарёв – на двух фортепиано («Полифоническая сюита «Crazy canons»). Кроме того, обратившись, казалось бы, к традиционной для этого жанра форме – сюите – Игорь Юдин 1 и Владимир Пономарёв 2 совершенно по-разному решают стоящие перед ними задачи.
Различна интерпретация самой формы – сюиты,3 а точнее – подход к её построению. И. Юдин достаточно близок к классическому принципу трактовки сюиты – пьесы в цикле имеют танцевально-жанровую основу – за ночной песней («Ноктюрн») следует «Менуэт», который сменяет «Марш-гротеск», а вслед за ним – искромётная, жизнерадостная «Полька». В. Пономарёв иначе интерпретирует традицию построения сюиты – у него чередуются состояния-образы: первый номер – Fast – сменяется медленным и внутренне достаточно напряженным – Not very slowly, на смену которому приходит Moderately (третий номер сюиты). И здесь рождается ощущение, что композиционный принцип объединения частей в сюиту близок, скорей, к сонатному циклу.
Рассмотрим более подробно каждое из этих двух сочинений.
«Сюита для фортепиано в 4 руки» Игоря Юдина 4
Сюита состоит из 4 пьес, каждая из них имеет своё название:
1. Ноктюрн. 2. Менуэт-шутка. 3. Марш-гротеск. 4. Полька.
Пьесы объединены в сюиту по принципу контраста – темпового (каждая последующая пьеса быстрее предыдущей), динамического, тонального (политональные эпизоды чередуются с тональными), жанрового (песня — менуэт — марш — полька). Необходимо отметить, что в каждый из номеров сюиты композитор вносит свой уточняющий жанровую принадлежность контекст. Песня – не просто песня, а ночная песня («Ноктюрн»), менуэт назван «Менуэтом-шуткой», марш – «Маршем-гротеском».
Ноктюрн
(Andante cantabile)
«Ноктюрн» (Пример 1) — это своего рода пьеса «памяти великого художника». Он изобилует различными диссонансами, но мелодия, изложенная в I-ой партии, как раз и напоминает о миниатюрах Шопена (Пример 2).
В конце пьесы изменение размера и тональности (Пример 3).
Во втором номере сюиты (слегка ироничном) автор показывает танцевальную пару (партнёры изрядно навеселе), пытающуюся изобразить танец. Иногда это даже получается (Пример 4) — но в целом – «пропащее дело».
Менуэт-шутка
(Con moto)
Танцоры всё-таки падают – об этом свидетельствует аккорд sff в конце (Пример 5).
Следующие две пьесы – «Марш-гротеск» и «Полька» – наиболее популярны в этом цикле. Довольно часто они исполнялись не только в концертах красноярских композиторов, но и были представлены на международных конкурсах по фортепианному дуэту.
«Марш-гротеск» – своеобразная жанровая картинка, с улыбкой показывающая как готовятся к смотру на плацу, тренируются в марше военные перед приездом генерала (Пример 6).
Марш-гротеск
(Tempo Marcia)
Искромётная, жизнерадостная «Полька» (Allegro) из этого цикла не оставляет равнодушным никого. Напор восьмых в аккомпанементе не даёт возможности передохнуть:
Резкие смены динамики, игра тональностями, всё это рисует «живую картинку» весело и зажигательно танцующих пар, с которыми хотелось бы пуститься в пляс даже тем, кто не умеет танцевать. Об этом свидетельствует середина пьесы, в которой на миг появляется несколько утяжелённая и неуклюжая поступь одного из таких «танцоров» (Пример 11).
Использование политональности наряду с тональными эпизодами делает эту музыку и традиционной, и оригинальной одновременно.
Обратимся к творчеству Владимира Пономарёва.
Полифоническая сюита «Crazy canons» для двух фортепиано состоит из трех номеров, не имеющих названия. Номера чередуются по традиционному принципу: быстро-медленно-быстро. Вся фактура данного сочинения полифонизирована (что отражено в названии сюиты), но ярче всего это проявляется в соотношении двух фортепианных партий, в их существенной самостоятельности по отношению друг к другу.
«Crazy»5 — это слово в переводе с английского на русский язык имеет несколько значений: 1) безумный; 2) шаткий, разваливающийся; 3) сильно увлечённый; 4) сделанный из кусков различной формы.
И, что характерно, различная интерпретация этого определения различно отражается в: форме каждого из канонов («сделанный из кусков различной формы»), содержании пьесы («сильно увлечённый»), и даже значение «шаткий, разваливающийся» можно обнаружить в окончаниях фраз (на неустойчивых звуках), в окончаниях пьес – ощущения незаконченности, незавершённости.
Первый номер сюиты достаточно сложен для исполнителей. Тема канона, изобилующая скачками на широкие интервалы, ходами на интервалы малой секунды, окончаниями фраз на ритмически слабых долях изложена предельно виртуозно, порой бурно (Пример 9).
Все это делает партии ансамблистов достаточно «неудобными».
Сложность для участников фортепианного дуэта как раз и состоит в том, чтобы, максимально «подчиняясь» предельной виртуозности, вести диалог «на равных»: автор создаёт хороший баланс партий в образном и техническом отношении:
Во втором номере сюиты — Not very slowly — конструктивное начало сочетается с ясностью фактуры и яркой эмоциональностью, психологической глубиной и насыщенностью образной сферы.
Медитативный настрой этой пьесы воплощается остинатно повторяющимся la2 (звучащим как бы издалека), на фоне которого возникает тема канона:
Сначала слегка застывшая на mp, как бы замкнутая сама в себе, а затем в середине трансформирующаяся до неузнаваемости – на ff, с акцентом на каждом звуке темы.
Заканчивается пьеса совершенным уходом от темы, что символизирует уход в небытие. А может быть и наоборот, окончание можно трактовать как «полный развал» (вспомним значение слова «crazy», см. выше).
Возможность неоднозначной исполнительской интерпретации заложена композитором уже в самом сочинении. В. Пономарёв практически не проставляет динамики, довольно скупо ставит штрихи – всё отдается на волю исполнителей, автор словно бы вовлекает их в процесс сотворчества. Таким образом, исполнители сначала становятся равноправными участниками процесса сочинения композиции, а затем – интерпретаторами.6
Пономарёв – композитор-новатор, творчески преобразующий и переосмысливающий традицию трактовки полифонических жанров.
Тема канона в третьем номере сюите одновременно и проста, и сложна. Изложенная просто ритмически, она при этом весьма изощрена интонационно («техника звуковой неповторяемости» — термин В. Пономарёва), что характерно для этого композитора.
Ансамблистам бывает достаточно сложно объединить две партии в единое целое, так как фактура произведения в целом многослойна, насыщена полифонией и оригинальными тембровыми находками. Здесь необходимо обратить внимание на «точки» совпадений – ритмические или интонационные – это требует от исполнителей немало усилий.
Особенно интересно окончание этой пьесы, где тему канона предлагается играть непосредственно на струнах рояля. От исполнителей это тоже требует определённой сноровки. Ведь для того, чтобы сыграть на струнах, пианисту необходимо встать, а затем сесть, доигрывая пьесу – и сделать это надо вовремя (уложившись ритмически):
В заключение хотелось бы отметить следующее.
Произведения красноярских композиторов достаточно сложны, изобилуют интонационными изысками, оригинальными ритмическими формулами и новаторскими приёмами исполнения, что весьма характерно для инструментальной музыки последних десятилетий в целом и находится в русле всех исканий композиторов XXI века.
Обратившись к жанру фортепианного дуэта, Владимир Пономарёв и Игорь Юдин создали необычные оригинальные произведения, которые, безусловно, вызовут интерес не только у профессионалов, но и у любителей музыки.
1 Игорь Владимирович Юдин — выпускник Уральской консерватории, с 1986 года живёт и работает в Красноярске, член Красноярского отделения Союза композиторов России. Его творчество отличается как количеством созданных сочинений, так их жанровым разнообразием – от миниатюрных камерных сочинений до масштабных симфонических полотен; от современных песен до детских мюзиклов и музыки к драматическим спектаклям. И. В. Юдин – автор 4-х симфоний, музыки для симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, Поэмы для солистов, хора и оркестра, сочинений для камерно-инструментальных ансамблей (3-х струнных квартетов, квинтета для духовых, трио-сонаты), фортепианных произведений, вокальных циклов, музыки для детей и др.
2 Владимир Валентинович Пономарёв — доцент кафедры теории и композиции КГАМиТ. Выпускник Новосибирской консерватории, член Красноярского отделения Союза композиторов России. Больше всего В. Пономарёва привлекает вокально-хоровая и камерно-инструментальная музыка. Его увлеченность духовной музыкой (В. Пономарёв – лауреат Всероссийского конкурса композиторов-создателей духовной музыки) оказывает влияние на всё его творчество. Его сочинения были представлены более чем в 20-ти странах мира. В. Пономарёв – автор хоровых сочинений (более 80-ти), камерной музыки (фортепианное трио, соната-концерт для виолончели и фортепиано и др.), 12-ти вокальных циклов (на стихи разных поэтов), фортепианных произведений, скрипичных миниатюр и т. д.
3 Сюи́та (с фр. — «ряд», «последовательность», «чередование») — музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей.
4 И. В. Юдин – автор ещё одной сюиты для фортепиано в 4 руки, «Детской». Цикл состоит из 5 пьес: 1. Анданте, 2. Танец, 3. Элегия, 4. Тройка, 5. Распев. Все номера достаточно миниатюрны по форме (буквально несколько строчек), но разнообразны по настроению, что привлекает юных исполнителей.
5 См. Мюллер В. К. Англо-русский словарь — М.: Рус. яз., 1990. — С. 169-170.
6 Об этой тенденции написал О. В. Петров: композиторы «руководствуются фактом нераскрывшейся в предыдущие века по сравнению с другими концертными жанрами потенциальной возможности дуэта; главной целью становится авторская установка на содержательные новации, выраженные новыми средствами музыкального языка… в этом случае диктуется исполнительская установка соучаствовать в процессе не только исполнения, но и создания произведения, домысливая, досказывая завуалированные потенции самого текста.» (Петров О. В. Автореферат диссертации «Фортепианный дуэт ХХ века: вопросы истории и теории жанра». — С. 20)
© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2012