АМС


ТИТУЛ КАРТА САЙТА СТАТЬИ НАШИ ФАЙЛЫ СПРАВКИ

И. В. Белоносова

Памяти композитора Владимира Примака

© И. Белоносова, 2019

Сибирская музыкальная культура понесла тяжёлую утрату. 29 апреля 2019 года ушёл из жизни композитор Владимир Ильич Примак.

Среди членов Красноярского композиторского союза фигура В. И. Примака выделяется масштабом, силой и глубиной дарования. В его музыке мелодическая щедрость, приверженность к вокально-хоровой музыке сочетаются со строгой логикой развития, а стремление воплотить в музыке события прошлого воспринимается как выражение национальных черт российской ментальности. Находясь последние годы жизни в Норильске, он отдавал всего себя педагогической деятельности, а как композитор – смог воплотить в академических жанрах особенности национального фольклора народов Севера, проживающих на Таймырском полуострове.…

Владимир Ильич Примак родился 6 июля 1957 г. в Волгограде. Окончил Волгоградское училище искусств и Саратовскую государственную консерваторию по классу композиции заслуженного деятеля искусств РФ профессора М. Н. Симанского (и параллельно обучался на дирижерско-хоровом факультете). Ещё в студенческие годы, в стенах Саратовской консерватории он организовал камерный студенческий хор, который наряду с классическими произведениями, исполнял и собственные сочинения В. И. Примака. Более полному раскрытию композиторского и исполнительского мастерства Владимира Ильича способствовало общение композитора со многими известными мастерами. Он учился у Густава Эрнесакса и Вельо Тормиса (Эстония). Много дало ему сотрудничество с руководителем Московского камерного хора В. Мининым, органистом и композитором О. Янченко, а результатом совместной работы с немецким дирижёром Вольфгангом Якобом, стало чрезвычайно почётное выступление на торжественном концерте в честь Дня объединения Германии.

Владимир Примак

1990-е гг. стали временем расцвета творчества и организационной деятельности композитора. В 1991 г. В. И. Примак создал свой камерный хор, который впоследствии принимал участие в двух фестивалях духовной музыки в Германии, также руководил ансамблем старинной хоровой музыки, а позже работал в Волгоградской филармонии руководителем и директором (1994–1999). Владимир Ильич создал творческо-производственную фирму «Маэстро» и с 1992 г. являлся президентом творческой ассоциации «Хоровая академия». Созданный им высокопрофессиональный хоровой коллектив, завоевал признание не только в нашей стране, но и за рубежом, подтверждением этому служат многочисленные гастроли в таких странах, как Италия, Германия (в 1995 и 1996 гг. коллектив принимал участие в международном фестивале духовной музыки), Израиль, Швеция, Греция (1993 г.). По инициативе композитора весной 1993 г. в Волгограде прошел фестиваль «На троих» («Музыка на обочине»), главная цель которого – предоставление возможности молодым волгоградским композиторам заявить о себе, своем творчестве (на концертах фестиваля звучала хоровая, симфоническая и камерная музыка). В этом же году В. И. Примак стал Членом Союза композиторов России.

В 1994 г. творческая ассоциация «Хоровая Академия» была принята в Международное Общество современной музыки на Генеральной ассамблее МОСМ в Стокгольме, где В. И. Примак зачитал доклад о культурной ситуации в Волгограде.

Коллектив В. И. Примака неоднократно активно сотрудничал с Волгоградским Академическим симфоническим оркестром под руководством народного артиста России Эдуарда Серова. Итогом совместной работы стало исполнение таких известных произведений как – кантата «Кармина Бурана» К. Орфа, опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского (в концертном исполнении), Реквием Дж. Верди. В 1996 г. Волгоградской государственной хоровой капеллой и Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии в концертном зале им. П. И. Чайковского была исполнена симфония О. Янченко «Апокалипсис».

Основная часть творческой жизни В. И. Примака в Волгограде связана с исполнительской деятельностью. Как руководитель хоровых коллективов он выступал в различных городах России и за рубежом. В октябре 1996 г. имя Владимира Примака было внесено в «Золотую Книгу» Келькхайма (Франкфурт-на-Майне) за дирижирование торжественным концертом в праздничной мессе в соборе св. Мартина в честь Дня объединения Германии.

Педагогический дар В. И. Примака проявился уже в Волгограде. Находясь на посту художественного руководителя и главного дирижёра государственной хоровой капеллы, он работал в качестве и. о. доцента, заведующего кафедрой хорового дирижирования и вокала Волгоградского филиала Самарской академии культуры и искусств (в 1998 г. преобразован в Волгоградский государственный институт искусств и культуры). В течение нескольких лет он руководил хором Волгоградского государственного института искусств и культуры (1996–2002).

В 2001 г. В. И. Примак был избран председателем Волгоградской организации СК РФ. С 2002 г. по приглашению Администрации города Норильска приехал работать в Управлении культуры, а затем стал преподавателем хора и музыкально-теоретических дисциплин в Норильской детской школе искусств.

Жизненный путь композитора связан с двумя «точками» на территории России, далекими географически, абсолютно различными по своим природным, экономическим,социально-культурным характеристикам, традициям – Волгоградом и Норильском. Волгоград, чья история богата событиями, отразившимися в его топонимике (Царицын – 1589–1925, Сталинград – 1925–1961, Волгоград – с 1961) стал навсегда источником жизненной силы и твёрдости характера композитора, который связал свою судьбу с Заполярьем, с городом, долгое время символизирующим эпоху сталинских ГУЛАГов.

Но именно в Норильске живое и непосредственное восприятие жизни, понимание композитором своей миссии в музыкальном искусстве не только Сибири, но и России в целом, позволили композитору сказать свое слово в российской «сибириаде», заявить о значимости фольклорных традиций северного народа – нганасан.

«В этот период были написаны четыре произведения, связанные с воплощением в академической музыке фольклорных традиций одного из коренных малочисленных народов Таймыра – нганасан: «Песня Хотарэ» (2004) – северная поэма для скрипки и фортепиано с использованием нганасанских напевов; Квинтет № 2 (2008) для двух кларнетов, валторны, фагота и фортепиано; «Вечерний Норильск» (2009) – концертная пьеса для ансамбля скрипачей и фортепиано с использованием интонаций нганасанского напева; симфоническая картина «На Енисее» (2009)». (© О.Э. Добжанская)

 

© «Академическая музыка Сибири», оформление, редакция, 2019